“Продолжу рассказ о нелегком и интересном производстве на Мотовилихинских заводах. Сегодня мы посмотрим, что же происходит с металлом после розлива в формы. Мне говорили какие-то умные слова типа «слябы» и «блюмы», но я так и не понял различия”. (31 фотография)

Мотовилихинские заводы (продолжение)
Мотовилихинские заводы (продолжение).
Мотовилихинские заводы (продолжение)
У каждой бригады свой участок работы. Это только кажется, что люди ничего не делают, на самом деле это небольшой технологический перерыв.
Мотовилихинские заводы (продолжение)
Весь цех доступен для мостового крана, им и производится основная часть операций. На этой тележке происходит перевоз котла с расплавленным металлом, можно посмотреть в предыдущей части. А мы посмотрим, что скрывается за воротами с надписью «Машина №…» и откуда там искры. Искры и правда знатные.
Мотовилихинские заводы (продолжение)
Только что отлитые огромные брусы металла, еще даже не остывшие, режутся пилами горячей резки на брусы по-меньше.
Мотовилихинские заводы (продолжение)
Тут дороги у заготовок расходятся. Часть остается остывать прямо тут. Огромные, пышущие жаром металлические плиты. Обратите внимание, они распилены пополам, но не до конца. Мы к ним еще вернемся. Раскаленный металл – завораживающее зрелище. Но смотреть на него вблизи долго не получится, температура как в парилке, волосы опаливаются.
Мотовилихинские заводы (продолжение)
А часть для охлаждения помещается в специальные ниши. В них нет сквозняков и остывание происходит более равномерно.
Мотовилихинские заводы (продолжение)
Работа распланирована так, чтобы исключить простои и лишние прогоны крана. Вот он только что опустил раскаленную заготовку в нишу, и тут же понес остывшую болванку на склад готовой продукции. Надо сказать, что крановщицы довольно бойкие тетеньки, смотрят на всех свысока, за словом в карман не лезут и командуют прямо из кабины. Пока снимался этот кадр узнал про себя много нового.
Мотовилихинские заводы (продолжение)
Вернемся к красиво остывающим плитам. Вот они, уже остывшие, на следующем этапе. Их раскладывают по одной, они окончательно остывают и с помощью вот такого зацепа их переворачивают.
Мотовилихинские заводы (продолжение)
Разметчица делает метки на каждой плите. Метятся вообще все слитки, выходящие из этого цеха.
Мотовилихинские заводы (продолжение)
Огромными автогенами резчики дорезают пластины пополам.
Мотовилихинские заводы (продолжение)
На подступах к складу готовой продукции. Отсюда часть металла уходит заказчикам в виде таких чушек, но основная часть идет в другие цеха, для потребностей завода.
Мотовилихинские заводы (продолжение)
Что ж, отправимся и мы в один из них. Это будет цех по производству бурильного оборудования для нефтедобычи. К сожалению, показать цех по производству «Града» руководство почему-то отказалось.
Мотовилихинские заводы (продолжение)
Тут чушки по роликам отправляются в печи, где снова разогреваются до температуры ковки.
Мотовилихинские заводы (продолжение)
Вот такими манипуляторами происходит загрузка печи. Ну и выгрузка, естественно.
Мотовилихинские заводы (продолжение)
После разогрева брус металла незамедлительно попадает в такие вот цепкие клешни. Это часть огромного электрического ковочного молота-пресса.
Мотовилихинские заводы (продолжение)
Существует несколько видов прессов, именно этот предназначен для изготовления длинных заготовок столбов-стержней различного диаметра.
Мотовилихинские заводы (продолжение)
О точности ковки говорит даже предупреждающая пластинка на корпусе. При скорости около 200 ударов в минуту максимальное усилие на металл составляет примерно 1000 тонн на один боек, а их четыре.
Мотовилихинские заводы (продолжение)
В этом цехе все внушающих размеров, начиная от руки-манипулятора у печи и заканчивая установочным диском на прессе. Кстати, чем-то неуловимо напоминает старый экспонометр.
Мотовилихинские заводы (продолжение)
А еще тут гигантских размеров шестерни…
Мотовилихинские заводы (продолжение)
… и огромная циркулярная пила.
Мотовилихинские заводы (продолжение)
Мы идем в соседний цех, металлообработки. Именно в нем происходит окончательное превращение бывшего металлолома в будущий буровые трубы и штанги.
Мотовилихинские заводы (продолжение)
Да. Небольшое лирическое отступление. Жизнь каски ограничена примерно полугодом, в зависимости от условий. Однако сколько я их видел, такое ощущение что они передаются по наследству и закупались один раз еще в первый день работы заводов. Исключение у меня было наверно только на Смоленской АЭС и еще одном предприятии, где они просто лежат в шкафу.
Мотовилихинские заводы (продолжение)
Такая болванка приходит после обработки на прессе. Для наглядности сфотографировал со снятой фаской.
Мотовилихинские заводы (продолжение)
Каждый станок предназначен для производства своего вида продукции. Тут штанги одного диаметра…
Мотовилихинские заводы (продолжение)
На этом станке из цельной штанги получается пустотелая труба. Все это поливается маслом для охлаждения.
Мотовилихинские заводы (продолжение)
Вот что получается в итоге. Штанги после сборки могут достигать длинны в несколько десятков, а то и сот метров, поэтому точность при изготовлении превыше всего.
Мотовилихинские заводы (продолжение)
Бурильная труба. Ей предстоит вгрызаться в землю, причем вполне возможно, что не в российскую. Часть продукции идет на экспорт.
Мотовилихинские заводы (продолжение)
Зато увидим рабочее место главного человека в цеху – слесаря-механика. К нему прибегают рабочие, когда станок отказывается работать.
Мотовилихинские заводы (продолжение)
А станки знатные. На таком можно обрабатывать трубу в несколько десятков метров длинной, причем длину станка можно нарастить.
Мотовилихинские заводы (продолжение)
Ну и на закуску расскажу немного про судьбу масла для охлаждения. Оно собирается со всех станков в такую канаву…
Мотовилихинские заводы (продолжение)
… фильтруется от стружки и металлической пыли и поступает снова в работу. А стружка уходит в переплавку.

Источник: zizis