“Мотовилихинские заводы – одно из старейших отечественных предприятий, работающее на оборонку. История завода начинается в далеком 1736 году, когда на берегу Камы был заложен большой по тем временам медеплавильный завод. В конце XIX века медеплавильный завод был перестроен в машиностроительный, здесь было начато производство артиллерии. И вовремя. В первую мировую войну пятая часть всей отечественной артиллерии была изготовлена здесь. Во вторую мировую была изготовлена четверть артиллерийских систем Красной Армии. Именно из продукции этого завода были даны первые залпы по территории фашистской Германии и Берлина. В настоящее время на заводе изготавливаются современные артиллерийские установки (в том числе «Гиацинт» и «Тюльпан»), минометы и самоходные системы залпового огня (такие как «Смерч», «Ураган» и «Град»). Ну и так, по мелочи. Бурильное оборудование для добычи нефти и тяжелая дорожная техника.
У меня появилась уникальная возможность посмотреть поближе на процесс производства. Если интересно, можете тоже заглянуть. Но только никому! Государственная тайна! Далее подробный рецепт варки металла. С картинками”. (35 фотографий)
Предприятие с серьезной охраной. Конечно не такой серьезной как на атомной электростанции, но тоже впечатляет.
Скажу вам по секрету, современные ракетные установки делают из обыкновенного металлолома, сданного пионерами. Вагонами его привозят сюда, разгружают, взвешивают, а если не хватает, разбирают и вагоны.
С помощью большого магнитного крана куски металла грузятся в контейнер. К сожалению, кран двигается настолько быстро, что заснять его можно только в спокойном состоянии во время послеобеденного отдыха.
Из контейнера металлолом перегружается в большой ковш или чан. В данный момент совершенно не важно, сколько там металла, а сколько посторонних присадок, считать будут потом.
Специально обученный человек, стропальщик я так понимаю, проводит необходимые регламентные работы.
И полный кусками железа ковш отправляется к печи. Тут надо рассказать одну хитрость. Если натянуть цепи (их видно по бокам), то дно ковша раскрывается на две части и все содержимое вываливается.
Печь уже готова принять новую порцию. Сама печь на переднем плане, слева приемная труба воздухоотвода, правее крышка печи с частью трубы и три электрода. Печь, естественно, не мартеновская, а электрическая.
И вот ковш застывает на исходной позиции. Сопровождающий меня сотрудник толкает под руку и кричит в ухо: «Смотри! Смотри!».
Дно раскрывается и металлолом падает в котел печи. Искры во все стороны и грандиозное шипение.
Я несколько разочарованно думаю, что это все. Искры затухают на полу, наступает почти тишина.
И тут в котле начинается процесс. Уже по звуку становится понятно, что там происходит что-то грандиозное.
Удар, яркая вспышка и какой-то новый для меня звук, пол ощутимо вздрагивает. Ковш убирается и котел закрывается крышкой. В котел опускаются электроды и начинается второй акт. Все видели и слышали сварку. Чтобы представить то, что происходит в этом цеху, достаточно умножить свои ощущения от обычной сварки на разность между обыкновенным электродом и вот этими стержнями. И еще на три. Вокруг не слышно ничего, даже если тебе орут на ухо, пол под ногами трясется, а из-под крышки периодически доносятся взрывы и вырываются искры размером с хороший болт. Кстати, обратите внимание на «пушку» на переднем плане. Она сейчас вступит в бой.
В печи открывается что-то типа поддувала и вот такой огнемет помогает расплавить металл.
Все действия контролируются с этого пульта. Тут находится вся информация, отсюда же происходит управление печью.
Но приборам не доверяют. Через специальное окно специалист вводит щуп с датчиками.
Вот так щуп выглядит до погружения. Чистый и спокойный.
Вот они, электроды. Принцип той же электрической сварки. Слева труба, через которую вводится проволока из различных сплавов, так контролируется состав металла.
И тут же в сторонке лежат новые стержни-электроды. Когда рабочие стержни сгорят до определенного уровня, на их место накрутят новые.
Процесс продолжается около двух часов, стержни периодически вынимают, потом вновь опускают, несколько раз берут пробу.
Когда металл готов, чан поступает в соседний цех.
Тут берут еще одну пробу и вводят необходимые ингредиенты.
Чан едет дальше и грузится на телегу. Колдовство продолжается, металл ждет еще один котел, но если первый плавил металл, то этот его варит.
А это не обращайте внимание. То ли забыл кто, то ли так надо, что скорее всего. Котел стоит несколько часов но еще не остыл, вон красненькое – это расплавленный металл.
Сюда же подтягиваются химические добавки. От них будет зависеть тип и качество сплава.
Добавлять по вкусу согласно рецепта.
Пульт управления этой печью. На экране не атомный взрыв, а происходящее в котле. Точность рассчитывается до долей градуса, все серьезно.
Тут тоже не доверяют электронике и снимают пробу вручную. Работа сталевара не легкая. Температура в котле около полутора тысяч градусов.
После замеров вводят необходимые поправки с помощью все той же проволоки. Концы из вот таких катушек уходят в котел. Каждая катушка с различным сплавом металла.
Она подается в расплавленный состав и начинается салют! Реакция разная, смотря что вводится.
Тем временем на специальной печи уже ждут формы для розлива. Пошел то ли пар, то ли дым, начался розлив. Сюда подтягиваются все не занятые, зрелище того достойно. В зависимости от назначения сплава он разливается в различные формы. Ковш с расплавленным металлом подвешен на мостовом кране и перемещается от формы к форме. Снизу только немного поправляют и дают указания крановщику. Завораживающее зрелище. Я бы там весь день так же просидел, только отбегал бы к первой печке при загрузке. По крайней мере, китайские фейерверки и петарды потеряли для меня всякий смысл.
Источник: zizis