В ангарах, расположенных в сельской местности в английском графстве Сассекс, разместилась мастерская компании Retrotec, занимающейся реставрацией и реконструкцией самолётов, построенных в начале 20 столетия, среди которых редкие экземпляры времён Первой мировой войны, в том числе бомбардировщики «Bristol F2B Fighter» и «DH9», а также истребители «Hawker Nimrods», «Hawker Fury» и «Hawker Hart», выпущенные в 1930 годах. Услугами компании пользуются музеи и частные клиенты.

Hawker Fury
«Мы реставрируем только те самолёты, за которые больше никто не хочет браться», – рассказывает инженер компании Retrotec Гай Блэк. Этот отреставрированный истребитель 1930-х годов «Hawker Fury» – единственный в мире экземпляр этого самолёта на ходу.

Каркас биплана
На момент, когда самолёты поступают в мастерскую, от них зачастую остаются лишь металлические каркасы. На фото: всё, что осталось от модификации биплана 1930-х годов «Hawker Hart», построенной в Швеции.
Sopwith Pup
«Мы начинали с технического обслуживания старых самолётов, потом перешли на реставрацию и ремонт, а сейчас фактически занимаемся их реконструкцией», – рассказывает Гай. На фото: флюзеляж и двигатель истребителя «Sopwith Pup» времён Первой мировой войны.
Фабрика бипланов
В компании работает 20 человек. «Очень важно готовить учеников, потому что в нашей узкой отрасли крайне мало квалифицированных инженеров».
Чертежи
Самая сложная задача – найти планы и чертежи, многие из которых были выброшены или уничтожены.
Фабрика бипланов
В ранних моделях самолётов удивительно много металлических деталей. Некоторые из них могут использоваться повторно, но все деревянные детали приходится изготавливать заново.
Пулемёт Vickers
Пулемёт Vickers, установленный на флюзеляже истребителя «Sopwith Pup» по заказу клиента компании Retrotec.
Фабрика бипланов
«Можно потратить целый день на изготовление одного инструмента, а потом всего 10 минут на производство самой детали при помощи этого инструмента», – рассказывает рабочий по металлу Саймон Найт. На фото: топливный бак биплана «Hawker Hart».
Hawker Nimrods
Два отреставрированных биплана «Hawker Nimrods». «Эти самолёты – произведение искусства. Если у вас сохранились уникальные летательные аппараты, как, например, Hawker, это отличная долгосрочная инвестиция», – рассуждает Гай.
DH9
В настоящее время компания занимается реставрацией двух бомбардировщиков DH9 времён Первой мировой войны, найденных в стойле для слонов в Индии. Один из них уже передан Имперскому военному музею в Даксфорде.
Фабрика бипланов
«Здесь у нас осуществляются все виды работ, необходимых для строительства нового самолёта: производство двигателей и деталей, работа по дереву и металлу», – рассказывает Гай.
DH9
Компания планирует поставить на ход второй экземпляр бомбардировщика DH9. «Никому до этого не удавалось поднять в небо бомбардировщик времён Первой мировой войны».
DH9
Бомбардировщик DH9 имеет оригинальный сертификат военного министерства. Самолёт был отправлен в Индию сразу после Первой мировой войны в качестве подарка доминионам от Британской империи.
DH9
К сожалению, DH9 не имеет оригинального мотора. Двигатель на замену Siddeley Puma был предоставлен Канадским музеем авиации и космоса.
 DH9
Реконструкция этого самолёта обходится недёшево. Если вы захотите приобрести отреставрированный бомбардировщик DH9, вам придется выложить за него 2 миллиона фунтов стерлингов.
Bristol F.2 Fighter
Ещё один текущий проект компании: биплан «Bristol F.2 Fighter» времён Первой мировой войны.
Биплан
Бипланы 1930-х годов – важнейшая ступень развития авиапромышленности. Кроме того, они очень красивы и представляют эпоху, которая больше никогда не повторится.