Пишет Сергей Доля: “Эксперименты” на экваторе представляют собой околонаучные мифы и банальные трюки. Тем не менее, для тех, кто приезжает в столицу Эквадора впервые, музей Интиньян становится обязательным пунктом для посещения… (17 фотографий)
2. Эквадор и экватор не с проста имеют фонетическое сходство – по территории этой страны проходит нулевая параллель. За время нашего путешествия мы пересекали ее трижды: один раз в Кито и дважды на Галапагосских островах.
3. Итак, эксперименты и демонстрации. Вот это незамысловатое устройство, похожее на солнечные часы помогает определить время года. Сделать это традиционным способом (посмотреть за окно) в Эквадоре не получится, поскольку здесь нет снега и всегда тепло.
4. За табличкой с обозначением нулевой широты расположен муляж нашей планеты, наклоненной набок – северный полюс с одной стороны, а южный с другой. Раскручивая его, гид объясняет, что вращение земли в разных полушариях происходит в разные стороны. То есть, для тех, кто стоит со стороны северного полюса, Земля вращается против часовой стрелки, а для тех, кто со стороны южного – по часовой стрелке. Возьмите шарик, нарисуйте на нем полюса и вращайте в руках так, чтобы линия экватора была не в горизонтальной плоскости, как на глобусе, а в вертикальной. Это понимание необходимо для следующего эксперимента.
5. Сейчас ванна с водой стоит на экваторе. Гид открывает пробку – вода сливается ровно, не закручиваясь в воронку. Для видимости в воде плавают листочки, по которым можно проследить движение воды (вернее, ее отсутствие).
После этого гид переносит ванну на пару метров в южное полушарие и повторяет эксперимент. При сливе образуется воронка по часовой стрелке. Соответственно, в северном полушарии воронка закручивается против часовой стрелки.
На самом же деле сила Кориолиса (так научно называется этот феномен) не может проявиться в этом эксперименте настолько, чтобы это увидел наблюдатель. В данном случае решающую роль играет то, с какой стороны заливают воду.
6. Еще один эксперимент – попытка пройтись с закрытыми глазами по линии экватора, которая не удается почти никому. В чем тут прикол я не понял, но, думаю, сделать это непросто не только на экваторе.
7. Гид говорит, что на линии экватора человек становится слабее (за счет различных сил, образованных вращением Земли) и предлагает продемонстрировать это на примере. В трех метрах от экватора гид не может опустить сцепленные в замок руки Макса.
8. На экваторе он делает это двумя пальцами. Макс, однако, позже сказал, что гид сжульничал и потянул его на себя, отчего он потерял равновесие.
9. В другой части музея находится этнографическое отделение, посвященное обычаям и культуре жителей Южной Америки. К примеру – морские свинки, или как говорят местные – куй. По легенде, с помощью куев можно было узнать, когда гость пришел с недобрыми намерениями – свинки должны тут же подать голос. В нашем присутствии свинки молчали, но только мы наклонились их поснимать, предательски запищали.
10. Еще свинки являются национальным блюдом. Готовая тушка выглядит душераздирающе, и пикантность блюду добавляет его название. Вам куй с маслом или без?
11. Хотя жареные свинки – не самое страшное, что было в быту аборигенов. Вот, например, традиция сушить голову врага для того, чтобы потом носить ее на шее.
12. На картинах раскрыта технология производства: нужно сначала отрезать голову, вытащить череп, выварить оставшееся в котле, засушить и набить камушками.
13. Тут же есть готовый демонстрационный образец. Только это не чей-то враг, а чей-то вождь, которого увековечили таким образом.
14. Еще в музее можно поставить в паспорт штамп о посещении экватора. Я к сожалению, оставил свой в гостинице. Было бы неплохое дополнение к штампам с Северного и Южного полюсов.
15. В 250 метрах от Интиньяна расположен комплекс “Середина мира” (Mitad del Mundo). В 1736 году француз Шарль Мари де ла Кондамин в составе экспедиции определил это место как экватор, и лишь позже с помощью приборов GPS, установили его истинное расположение.
16. Каждому участнику той экспедиции поставлен памятник.
17. Экспедиция французов продолжалась втрое дольше запланированного – 10 лет. Ученые постоянно подвергались тяжёлым лишениям и нападениям со стороны местного населения. Могли ли они представить, что пройдет двести с лишним лет и повторить их маршрут можно будет за пару недель с семьей и детьми, в комфорте и спокойствии…