Пишет puerrtto: Пожалуй, не так много в бывшем СССР мест, которые вызывали бы у людей так много разнообразных эмоций и стереотипов, как Львов. Вспомнить про “злых бандеровцев, свирепо кидающихся на каждого кто обратился по-русски”, или не станем повторять банальности? Вы не поверите, но даже сейчас, в 2013 году, в эру покорения космоса и всепоглощающего интернета находятся люди, крутившие мне пальцем у виска, мол, ты с ума сошел – ехать к этим “фашистам”. Честно? Мне лень было даже объяснять этим людям, что повторять советские и пост-советские догмы не просто давно не актуально, но даже глупо.

Я отнюдь не отрицаю, что некоторые проблемы имеются, но, как говорил профессор Преображенский в “Собачьем сердце”: разруха она в головах, а не в сортирах. Смысл таков, что во Львове (да и в Западной Украине в целом) у вас есть два пути: первый путь принципиально абстрагироваться от скользких тем, фотографировать достопримечательности и не общаться с жителями во избежания каких-то спорных тем; есть второй путь – гулять за пределами туристических центров, видеть спорные и во многом конфликтные нюансы, общаться с людьми и попытаться понять их позицию. Заметьте, я говорю “понять”, а не “принять”. Лично я – сторонник второго пути и ниже мы еще вернемся к этой теме. (32 фотографии)

Львов
2. Степан Бандера, чье имя стало нарицательным для большинства из нас с вами, встретит неподалеку от львовского ж.д вокзала, там громадный монумент и его статуя. Наверное, многие читатели мне сейчас скажут: “Зачем ты вообще фотографируешь этого фашиста”? На это я отвечу следующее: если мы с вами приехали ПОНЯТЬ, а не сфоткать несколько церквей в центре и уехать назад в Москву (фуф, по привычке все еще пишу “назад в Москву”, хотя давно оттуда уехал), то давайте будем чуть спокойнее.
Попытаюсь ответить за моих украинских друзей, которые отнюдь не считают Бандеру фашистом и убийцей. Дело в том, что этот человек является символом борьбы за независимость Украины от Польши, а затем от СССР. Вначале все шло относительно хорошо, но потом он принимает принцип “враг моего врага – мой друг” и однозначно превращается в обычного гитлеровца со всеми вытекающими.
Львов
3. Приветственная вывеска на воротах жовквского замка, фото 1941 года. Кстати, в 2011 году администрация города Жовква провозгласила его почетным гражданином этого небольшого городка в 70 км к северо-западу от Львова.

Уверяю вас, что 99% западных украинцев считают Бандеру героем вовсе не за то, что тот под флагом фашистской Германии принимал участие в карательных акциях против жителей оккупированных территорий и участие в массовых убийствах евреев. Эту мрачную страницу биографии этого человека практически все его сторонники предпочли бы забыть, как портящую общую картину борьбы против безусловно жестокого и не менее кровавого чем Гитлер сталинского СССР. Где же тогда золотая середина?

Лично меня ни капли не задевает и не оскорбляет позиция немалого числа моих западно-украинских друзей, видящих историю несколько иначе, чем вижу ее я. Тем более, что порядка 20% мест в российского Думе принадлежит кому? Правильно, коммунистам, а конкретно КПРФ. Проще говоря, каждый пятый россиянин косвенно поддерживает убийства десятков миллионов сограждан, совершенных в период сталинских репрессий. Нас с вами сей факт не смущает? Мы готовы с улыбкой наблюдать 7 ноября за людьми, идущими с красными флагами с портретами Сталина и не ассоциировать их со сборищем убийц? Тогда почему мы столь радикальны к тем, кто считает героем Степана Бандеру? В чем принципиальная разница? Мне в равной степени неприятны, как шествия ОУНовцев, так и коммунистов, и я не вижу между ними разницы. Почему тогда к одним мы снисходительны, а к другим нет? Только потому, что свои убийцы ближе к сердцу, чем чужие? Давайте будем рациональны, у нас ведь демократия.

Не хотел я поднимать данную тему, но не затронуть ее тоже не мог. Во-первых, потому, что моя семья родом со львовщины (почти все погибли в Холокост, пишу “почти” потому, что именно благодаря простым западным украинцам, которые, рискуя жизнью, прятали у себя дома моих родственников – хоть кто-то выжил), а во-вторых, и даже вопреки первому пункту, я считаю, что наше поколение не должно нести на себе крест прошлых эпох. Между мной и украинскими друзьями намного больше общего, чем разногласий; мы знаем позицию друг друга и как минимум уважаем право каждого из нас иметь свою точку зрения. Даже если наши точки зрения по ряду вопросов диаметрально противоположны.

Львов
4. Теперь, когда мы закончили с самой “больной” темой Львова, самое время перейти к собственно прогулке за пределами исторического центра. Многие туристы считают, что старым городом Львов заканчивается. Это не так. Львов уникален тем, что здесь почти идеально сохранился весь город в том виде, в котором он был и 50 лет назад, и даже 100 лет. Уйдите в сторону от вылизанного под туристов центра и вы сами поймете, о чем я говорю.
Львов
6. Это я ухожу из центра, но пока еще в центре.
Львов
9. Начинается настоящий Львов, живой и не туристический.
Львов
10. Вывеска кажется смешной? На всякий случай напомню, что “тютюН” (там отпала буква “н”) это на украинском табак. Поэтому можно рассматривать как шутку, или как не шутку. Я вот улыбнулся.
Львов
14. Даже в отвратительном вандализме можно найти что-то трагикомическое. Заметьте, что хулиганы отбили на мемориальной доске слово “синагога”, но в силу неграмотности не знали как синагога пишется на английском. Поэтому в английской версии “sinagogue” не тронули, очевидно считая слово “Sinagogue” чем-то вроде “Samsung” – а это название их смартфона (стыренного на вокзале у туриста из Польши), на котором они играют в стрелялки. Кстати, к вопросу о националистах и прочих – данный пример показывает, что ими является исключительно безграмотное быдло, слабо владеющее даже латинскими буквами и таких, к счастью, абсолютное меньшинство.
Львов
15. Меж тем, все, что расположено сразу к северу от старого города – в прошлом еврейский квартал, заметьте надписи на идише под осыпающейся облицовкой. В наше время евреев тут практически не осталось (во всем Львове их менее 800 человек, почти все – старики).
Львов
17. Нельзя не заметить здание бывшей синагоги. В наше время, когда еврейская община стремительно сокращается (молодежь давно покинула Украину, старики постепенно умирают), денег на реставрацию попросту нет. Старинное здание ветшает и до него нет дела ни городским властям, ни Израилю, ни зажиточным еврейским общинам за океаном.
Львов
18. Синагога внутри. Худо-бедно группа пенсионеров пытается поддерживать подобие порядка, но что они могут сделать на свою пенсию? Да ничего.
Львов
19. В синагоге, среди старых вещей и книг Торы живет киса, у которой две недели назад родились четыре котёнка.
Львов
22. Друзья, честное слово, я специально подобные места не искал, но просто они на каждом шагу.
Львов
24. Львовские дворы заслуживают отдельного интереса, здесь мало что поменялось.
Львов
29. Этим деревянным лестницам, думаю, лет сто.
Львов
30. Да, эта нацистская гадость встречается и во Львове, к бандеровцам никакого отношения не имеет. Подчеркну, что в той же Москве этого еще больше и никому не мешает каждый день ходить мимо немецких крестов в собственных дворах и подъездах, но при этом почему-то именно западных украинцев считать “буками”. Жизнь – странная штука.
Львов
32. Как во Львове относятся к русским, к русскому языку и так далее? Абсолютно нормально относятся. Просто молодежь часто знает русский плохо (в школах не преподают) и поэтому им легче вам ответить по-украински или даже по-английски. Те, кто старше 25 лет, русский знают, причем знают неплохо. Никакого негатива нет, никто не смотрит на тебя волком услышав слово “остановка”, а не “запЫнка” (как в том анекдоте). Совершенно нормальные и адекватный люди. Что еще? Девушки симпатичные, булочки с курагой вкусные, интернет быстрый )