Пишет Сергей Доля: Закончив экскурсионно-официальную программу первого дня, мы отправились в гости к настоящим оленеводам. Суровые условия и жизнь кочевников – не для слабаков. (28 фотографий)
2. После ужина поехали в гостиницу, которая располагалась в Лабытнанги. Из Салехарда ехали минут 20 и мне показалось, что это просто район, но местные жители считают его другим городом. Лабытнанги находится на другом берегу Оби, никаких мостов и дорог к нему нет. Летом народ переправляется на пароме, а зимой по льду. Зимник постоянно намораживают и поливают водой, чтобы лед был толще и ровнее.
3. Скульптура мамонта по дороге.
4. В Салехарде нас ждал завтрак на 432 персоны. Затем нас посадили в трэколы – большие машины-вездеходы на шести колесах.
5. Внутри пассажирский кунг на 8 человек.
6. Нас привезли уже к настоящим оленеводам, которые встали недалеко от города.
8. Рядом с чумами были только олени-быки, которых используют для перевозки скарба. Остальные олени паслись в другом месте, к ним мы отправились позже.
9. Это – Гаврила, самый главный человек в семействе. Когда мы приехали, он минут двадцать разговаривал с кем-то по телефону, просто засунув телефон в капюшон.
10. Интересно устроены его варежки – они, во-первых, цепляются к одежде (как у малышей в детском саду), во-вторых, имеют прорези для пальцев. Вообще, почти вся верхняя одежда оленеводов сшита оленьими жилами из шкур оленя. Мужская называется малица. Когда становится совсем холодно или необходимо надолго выехать из стойбища, на нее надевается одежда мехом наружу. В качестве обуви используются кисы и тоборы, которые также надеваются сверху при экстремально низких температурах. Мужчина, одетый в такую одежду, может так же, как и олени, зарываться в снег, чтобы переждать, к примеру, сильную пургу.
11. С нами приехали несколько журналистов, которые сразу стали снимать оленей.
12. Для кадра парни поймали несколько ездовых оленей, чтобы запрячь в повозку.
14. Эти олени чем-то напомнили мне зебр, которых я фотографировал в ЮАР.
15. Один чум был уже собран, установка второго была еще в процессе.
16. Рядом с чумом бегали щенки. Собак в человеческое жилище не пускают, несчастные животные живут на улице и спят на снегу.
17. Наконец, запрягли всех оленей.
18. Ветер был настолько сильный, что постоянно слезились глаза. Увлекшись фотографированием, я забыл смахнуть слезу, и она моментально превратилась в льдинку.
19. Тем временем мы зашли внутрь чума, посмотреть, как устроено реальное жилище оленеводов. В центре находится печь, которая служит источником тепла и приспособлена для приготовления пищи. Тепло от печи поднимается вверх и не дает осадкам проникать внутрь чума: они испаряются от большой температуры. В летнее время возить печь тяжело, поэтому вместо неё используется небольшой костер, дым которого отпугивает комаров.
20. По периметру раскиданы оленьи шкуры и одеяла. Спят головой к стене прямо на полу, особенных различий между “кроватью” и “полом” я не отметил.
21. Сейчас натоплено и в чуме тепло, однако утром температура может опуститься до – 10 градусов.
22. Нас пригласили к столу – рыба, чай, конфеты, масло и бублики. Мне показалось, что рыба тут лишняя.
24. Тем временем Гаврила полностью сделал упряжку и продемонстрировал заезд. Самое смешное – олени, которые несутся, высунув язык.
26. Олени оленями, но сейчас почти у всех кочевников имеется буран. Этот сломался, и ребята стали его чинить.
27. Паша пошутил, сказав, что у оленеводов те же традиции, что и у многих русских – один работает, семеро стоят, смотрят.
28. Гаврила с женой на фоне чума.