Продолжаем бродить по Риму вместе с корреспондентом ФотоТелеграфа. Сегодня мы пройдемся по Капитолийскому холму, или просто Капитолию, – одному из семи холмов, на которых возник Древний Рим. Вообще, эти холмы – это не то, что многие могут себе представить. Каждый можно пройти минут за десять, а еще через десять дойти до следующего. Ну а Капитолий, к тому же, самый меньший из них. Зато на нем находился Капитолийский храм, который тоже называли Капитолием, где происходили заседания сената и народные собрания. (26 фотографий)
См. другие прогулки по Риму: Ватикан, Собор Святого Петра, Колизей, Замок Святого Ангела, Пантеон, Пирамида Цестия, Римский форум и Палатин
Подъем на вершину Капитолия со стороны главной площади Рима – площади Венеции. Там наверху расположены дворцы, в которых размещается комплекс Капитолийских музеев – это старейший публичный музей в мире. (Вячеслав Лопатин / ФТ)
Музейные здания были возведены или перестроены по проекту Микеланджело. Начало музеям положил папа Сикст IV в 1471 году, передав в дар «народу Римa» собрание античной бронзы. На фото: конная статуя Марка Аврелия на площади Капитолия. Это копия, оригинал находится рядом, в стенах одного из музеев. (Вячеслав Лопатин / ФТ)
Остатки былого величия. Внутренний двор музея. (Вячеслав Лопатин / ФТ)
Голова статуи императора Константина Великого. Статуя была огромных размеров. Даже при том, что она изображала сидящего императора, ее высота составляла около 12 метров. Колосс стоял в базилике Максенция и Константина – самом большом строении Римского форума. (Вячеслав Лопатин / ФТ)
Остатки мраморного колосса Константина, созданного еще при его жизни. Считается, что статуя была разбита в поздней античности. Предполагать, конечно, можно, что угодно, особенно, если учесть, что нашли эти фрагменты только спустя тысячелетие – в 15-м веке. (Вячеслав Лопатин / ФТ)
А с правой рукой императора вообще вышла хохма. Их оказалось две, почти одинаковых. Историкам ничего не остается, как предположить, что рука, державшая скипетр, была заменена на руку, держащую какой-то христианский символ. А вы видите, чтобы рука что-то держала? (Вячеслав Лопатин / ФТ)
Внутри музеи забиты античной скульптурой. (Вячеслав Лопатин / ФТ)
В некоторых залах на стенах сохранились великолепные ренессансные фрески, но фотографировать в них запрещено. Все статуи, сточки зрения мастерства, тоже превосходны. (Вячеслав Лопатин / ФТ)
Как и при посещении Ватиканских музеев, здесь опять возникает закономерный вопрос: почему люди разучились ваять такие статуи, потеряв не только мастерство, но и всякое желание делать такую красоту на целую тысячу лет? (Вячеслав Лопатин / ФТ)
Само совершенство, что тут еще сказать. Чтобы так творить, нужна длительная эволюция искусства, нужны специальные школы. (Вячеслав Лопатин / ФТ)
Нужно много школ, чтобы они выпускали много хороших скульпторов. Куда все эти школы, а также желающие в них учиться пропали на многие века? Только не надо сказок про диких варваров. (Вячеслав Лопатин / ФТ)
Среди экспонатов забываешь о том, что тебя попросили сдать рюкзак в камеру хранения, которая оплачивается из твоего кошелька. 1,5 евро, кажется, дополнительно к стоимости билета. Мелочь, но как-то неприятно. (Вячеслав Лопатин / ФТ)
Оригинальная бронзовая статуя Марка Аврелия, созданная во 2-м веке. Это единственная конная статуя, уцелевшая с античности, поскольку в Средние века считалось, что она изображает императора Константина Великого. А его трогать было нельзя, так как христианская церковь канонизировала его как «святого равноапостольного». В 15-м веке один ватиканский библиотекарь сравнил изображения на монетах и распознал личность всадника. Такая, вот, история… (Вячеслав Лопатин / ФТ)
Кто-то уничтожил изображение на статуе в районе живота, выбив крест. (Вячеслав Лопатин / ФТ)
Знаменитая статуя императора Коммода в образе Геракла. Вообще, здесь, в Капитолийских музеях собрано много шедевров античного искусства. (Вячеслав Лопатин / ФТ)
Части еще одной гигантской статуи Константина. Бронза, 4-й век. (Вячеслав Лопатин / ФТ)
Очень много различных прекрасных барельефов, в том числе целых богато декорированных саркофагов. (Вячеслав Лопатин / ФТ)
Знаменитая Капитолийская волчица, которая, по легенде, вскормила Ромула и Рема – основателей Рима. Долгое время считалось, что она сделана аж в 5-м веке до н.э. Однако несколько лет назад специалистка по металлургии, реставрировавшая волчицу, вынесла вердикт: статуя изготовлена в 13-м веке. А ведь о ней писали антики – Плиний, Цицерон… Младенцы же вообще были сделаны в 15-м веке. (Вячеслав Лопатин / ФТ)
Это не картина, а искусно сделанная из очень мелкой смальты античная мозаика. 2-й век. Найдена в 18-м веке. (Вячеслав Лопатин / ФТ)
Орест и Ифигения. Там такой сюжет, что Шекспир отдыхает. Напольная мозаика, найдена в 19-м веке. Датируется примерно 1-3 вв. Интересный момент: античные картинные произведения изображают людей намного хуже, чем скульптурные. Хотя подобрать нужные кусочки смальты намного проще, чем обтесывать монолит зубилом, не имея право на ошибку. Почему так? (Вячеслав Лопатин / ФТ)
Статуя Фавна – божества с козлиными ногами и рогами. (Вячеслав Лопатин / ФТ)
Вид на Палатинский холм. Большое белое здание – Витториано, монумент в честь первого короля объединённой Италии Виктора Эммануила II, построенный в начале 20-го века. (Вячеслав Лопатин / ФТ)
Витториано вблизи. Многим римлянам не понравилось, как вписалось это современное строение, возведенное на склоне Палатина, в городской ландшафт, особенно рядом с древностями. Поэтому горожане пренебрежительно называют его “Пишущей машинкой” и “Вставной челюстью”. (Вячеслав Лопатин / ФТ)
Вид на Рим со смотровой площадки Витториано. (Вячеслав Лопатин / ФТ)
Случайное фото: вилла Боргезе. (Вячеслав Лопатин / ФТ)
В следующий раз мы познакомимся с древними римскими банями, или термами. На фото: руины терм Каракаллы. (Вячеслав Лопатин / ФТ)