Экспериментальные рисунки художников, созданные под воздействием психотропных веществ.
Американский художник Брайан Льюис Сондерс (Bryan Lewis Saunders) – наркоман со стажем. Он курит, нюхает, глотает и вкалывает себе самые разные “вещества” из любви к искусству. Так, на протяжении 15 лет он пишет автопортреты, в том числе и в периоды “торчания”, и за это время он собрал галерею из нескольких тысяч автопортретов, созданных под воздействием тех или иных препаратов. Арт-проект “наркомана от искусства” так и называется – Drugs. (17 фотографий)
1. Слева рисунок, сделанный под воздействием кокаина, справа – псилоцибиновых грибов.
В своих интервью художник рассказывает, что эта идея пришла к нему в голову после того, как он пережил очень тяжелое потрясение, и был вынужден принимать сперва успокоительные, а затем и сильнодействующие препараты из категории антидепрессантов. Заметив, что соответствующие дозы разных лекарств заставляют его чувствовать себя не в своей тарелке, иначе себя вести и мыслить не так, как обычно, Сондерс решил извлечь из этого состояния вот такую необычную выгоду.
Впрочем, это был не первый опыт общения Брайана Льюиса Сондерса с наркотиками. В юности он уже экспериментировал с такими “веществами” как каннабис, и пару раз его даже задерживали с дозой кокаина в кармане. Но большинство из тех препаратов, которые он употреблял за последние 15 лет, были для него в новинку. Со временем некоторые из них стали для художника фаворитами. В частности, препарат под названием Ксанакс превращал его, социофоба и отшельника, в социально активного человека, который запросто мог подойти к незнакомцу на улице и завести с ним разговор. А самые ужасные впечатления остались от наркотика-галлюциногена, известного как “ангельская пыль”, и тяжелого транквилизатора Сероквель.
2. Автопортреты Брайана Льюиса Сондерса под действием разных доз валиума.
3. Автопортреты под действием закиси азота (слева) и того же, плюс валиум (справа).
4. Художник под анашой (слева) и марихуаной (справа).
5. После вдыхания воздуха от жидкости для зажигалок (слева) и надышавшись газом (справа).
6. Автопортреты под действием *ангельской пыли* (слева) и дилаудида (справа).
7. Автопортреты под действием настоящего абсента (слева) и после двух бутылок микстуры от кашля (справа).
8. Самовосприятие сознанием, измененным действием метамфетамина (слева) и морфина (справа).
Разумеется, такие эксперименты над собой не могли не сказаться на психическом и физическом здоровье художника. Он уверен, причем не безосновательно, что заработал повреждение головного мозга, не говоря уже о проблемах с другими внутренними органами. Поэтому сегодня он принимает только те лекарства и в той дозировке, которую выписывает врач, но серию автопортретов “Drugs” продолжает по-прежнему. На сайте Брайана Льюиса Сондерса можно ознакомиться со всей коллекцией.
Аналогичный эксперимент, правда уже в медицинских целях, проводили в рамках программы правительства США по исследованию препаратов, изменяющих психику, в конце 50-х годов минувшего века. Художник получил дозу LSD-25 и коробку с карандашами и ручками. Ему нужно было нарисовать врача, сделавшего ему инъекцию.
9. Первый рисунок был готов через 20 минут после первой дозы (50 мкг). Наблюдающий врач записывает – пациент рисует углем. Со слов пациента: “Состояние нормальное.. пока никаких эффектов”.
10. Спустя 85 минут после введения первой дозы и 20 минут после второй дозы (50 мкг 50 мкг). У пациента наблюдается эйфория.
“Я могу видеть вас так ясно, так чисто. Это.. вы.. это все.. у меня небольшие проблемы с карандашом.. Словно он движется сам по себе.”
11. 2 часа 30 минут после первой дозы. Пациент очень сосредоточенно рисует.
“Контуры выглядят нормально, но они очень яркие – все постоянно меняет свой цвет. Моя рука должна следовать сильному течению линий. Я чувствую, как мое сознание перетекает в активную часть тела – в мою руку, локоть.. мой язык”.
12. 2 часа 32 минуты после первой дозы. Пациент увлеченно рисует. “Я пытаюсь сделать другой рисунок. Модель выглядит нормально, но мой рисунок – нет. Моя рука странно меняется. Этот рисунок не особенно хорош, правда? Брошу его, попробую снова..”
13. 2 часа 35 минут после первой дозы. Пациент быстро рисует следующую картину.
“Я нарисую это одним движением.. не останавливаясь.. одна линия, без отрыва!”
После того, как рисунок закончен, пациент начинает смеяться, затем что-то на полу его пугает.
14. 2 часа 45 минут после первой дозы. Пациент пытается попасть в коробку с красками, и он взволнован. Медленно отвечает на предложение порисовать ещё. Он почти не говорит. “Я.. все.. изменилось.. они зовут.. ваше лицо.. извивается.. кто это..” Пациент тихо напевает какую-то мелодию.. Теперь он рисует темперой.
15. 4 часа 25 минут после первой дозы. Пациент перебрался на койку, где пролежал около 2 часов, двигая руками в воздухе. Внезапно, он уверенно возвратился к столу. Стал рисовать пером и акварелью. “Это будет лучший рисунок. Почти как первый, только лучше. Если я буду неосторожен, я потеряю контроль над своими движениями, но этого не произойдет, потому что я знаю. Я знаю”. (он повторил это ещё много раз). Пациент сделал последние несколько мазков, бегая взад и вперед по комнате.
16. 5 часов 45 минут после первой дозы. Пациент продолжал двигаться по комнате, пересекая пространство по сложным траекториям. Прошло полтора часа, прежде чем он сел и начал рисовать снова. “Я снова чувствую свои колени. Думаю, лекарство прекращает действовать. Это очень хороший рисунок – этот карандаш весьма сложно держать”. – (в руках у него пастельный мелок)
17. Спустя восемь часов после первой дозы. Мне нечего сказать об этом последнем рисунке. Он плохой и неинтересный. Я хочу домой.”