Художника Николая Аструпа часто сравнивают с Эдвардом Мунком и другими норвежскими живописцами, однако в его работах есть своя уникальная черта, которая выделает его из череды других художников и ставит в первый ряд лучших живописцев Норвегии. На его картинах изображена Норвегия, родная страна художника, такой, какой она представляется ему – как полный ярких красок мир, где улыбки не сходят с лиц счастливых людей, где радуется даже Природа и где даже к горестным событиям стараются относиться по-особому.
Большинство его картин изображает жизнь простых людей – не без романтики. Даже после смерти художника в 1928 году, его работы остаются популярными.
Николай Аструп родился в 1880 году в Бремангере в Западной Норвегии в семье священника. В 1883 году его отец, Кристиан Аструп, был назначен викарием в Йёльстер, и вся семья переехала туда. В 1895 году Аструп приехал в Тронхейм, где поступил в классическую гимназию. В 1897 году вернулся в Йёльстер, где выполнял роль домашнего учителя для своих братьев и сестёр. В это время он начал заниматься живописью, не имея никакого формального образования и будучи самоучкой.
В 1899 году Аструп поступил в художественную школу в Христиании, потом начал брать уроки в частной школе, организованной художницей Харриет Баккер. В 1901 году он окончил школу и получил стипендию, давшую ему право на поездку по Европе. В рамках этой поездки он посетил Любек, Гамбург, Дрезден, Берлин и Мюнхен. В декабре Аструп приехал в Париж и начал учиться в художественной академии у норвежского художника Кристиана Крога.
Наследие художника составляют живописные и графические работы. Многие сюжеты многократно повторяются и взяты из окрестностей дома художника в Йёльстере.
Считается, что работы Аструпа наиболее глубоко выразили идентичность Западной Норвегии.
Для Аструпа характерно соединение реальных пейзажей с фантастическими элементами — так, горы и деревья часто принимают в его произведениях антропоморфные формы.
Другим частым мотивом его произведений, многократно повторяющимся, является праздник с разведённым костром на дальнем плане, который наблюдает сидящий спиной на переднем плане человек — часто ребёнок, ассоциируемый с самим художником.
Стиль Аструпа своеобразен и не имеет аналогий в современном ему норвежском искусстве.