По дороге из Калязина в Углич вы обязательно проедете мимо деревни Семендяево. И зря. Остановитесь на часик, пройдитесь по старым улочкам с оригинальной застройкой. Сама деревня достойна отдельного рассказа, но сегодня наш рассказ про храм Богоявления Господня (18 фотографий).
Храм был построен в 1786 году, а история самого села прослеживается с начала XVI века.
«Село Семендяево на речке на Жабне а в нем храм во имя Богоявления Господне древян клецки а в селе двор монастырьской да двор скотей а во дворе живет дворник данилко федоров. Пашни паханые шестьдесят четей да перелогом и лесом поросло тридцать одна четь сосминою вполе а вдву потомуж сена пятьдесят копен да втом же селе Семеньдяеве слободка а вней живут непашенные бобыли и кормятся Христовым имянем (следует перечень). Деревня Престольная Лютава на реке на Жабне а в ней во дворе поп Никита Васильев, во дворе дьячок Захарко Васильев, во дворе пономарь Наумко Тимофеев келья проскурницына. Пашни паханые церковные земли пять четей вполе а вдву потомуж сена двадцать копен»
«Село Семендяево а в нем церковь Божия святых праведных Бог Отец Иоакима и Анны другая церковь теплая покров Пресвятыя Богородицы а служат священники Иван да федор Никитины прозванием волковы а дворы их особе за рекою Жабнею в деревне Людкова да в сележ Семендяеве двор монастырской а внем живут прикащики переменные погодно да двор монастырской скотной а в нем живут коровники Мишка Осипов сын Котуфенок у него детей Купряшка десяти лет Петрушка шти лет в селе Семендяеве в слободке бобыли беспашенные (31 двор). На погосте живут нищие в келье бобылки а кормятца Христовым именем в мире.»
С 1511 года указом князя Юрия Ивановича деревня Семендяево была объявлена свободной экономической зоной Калязинского уезда. Ее жители были избавлены от государственной повинности, а территория деревни превратилась в большой торговый центр.
Вплоть до революции Семендяево было довольно крупным купеческим населенным пунктом. Не городом, но и не совсем деревней. Насчитывалось почти 500 дворов, 2500 человек жителей.
В 30-е церковь закрыли, а позже использовали под хознужды. Запас прочности позволял эксплуатировать подобные здания без капремонта, чем и пользовались.
В начале 90-х местные жители собрали немного денег на ремонт, да помог местный сельхозкооператив. Перекрыли крышу, поправили кое-где кладку, расчистили от мусора.
На этом деньги кончились. На восстановление храма нужны колоссальные суммы. Сейчас частично восстановлна алтарная часть, там проводятся богослужения во время праздников.
А трапезная стоит без крыши и с частично разрушенными стенами. Браться за ремонт всего храма одновременно не стали по понятным причинам – сначала спасли то, что хоть как-то уцелело.
Местные не унывают. Не привыкли. Говорят, что восстановят церковь, есть и силы и терпение.
Рядом со старой церковью стоит современная небольшая деревянная блочная церквушка. Даже скорее часовенка.
Заходить туда в планах не было, но ...
...втретился случайно настоятель протоиерей отец Сергий и один из жителей деревни. Разговорились.
Они ездили в Софрино и привезли несколько икон в новый храм. У отца Сергия как у ребенка на новый год горят глаза, он рассказывает о планах. Несмотря на относительно молодой возраст, у него за плечами восстановление нескольких храмов в Костромской области, успел даже послужить в православном храме в Америке. Но вернулся на Родину и для своей дальнейшей подвижнической деятельности выбрал Семендяево.
Здесь планы так же внушают уважение. Старую церковь более-менее спасли от дальнейшего разрушения и следующие этапы восстановления требуют очень больших затрат. Людям церковь нужна, а в старой сейчас мало места да и небезопасно. Поэтому и была построена эта небольшая часовня Николая Чудотворца, причем отец Сергий хочет сделать именно полноценную церковь, чтобы тут был алтарь, иконостас и можно было проводить все богослужения.
Конечно же, все опять упирается в деньги. Патриархия никак не поддерживает подобные приходы и средства приходится искать самим. К примеру, эти иконы были куплены в принадлежащем РПЦ художественно-производственном предприятии “Софрино” на собранные пожертвования прихожан и деньги священника. Почему иконы не писаные маслом, а напечатанные типографией? Типографские дешевле, да и не в способе изготовления дело. Главное, что тут люди верят в то, что делают.
В планах отца Сергия сделать из Семендяево небольшой этнографический музей и вернуть тем самым деревне былую значимость. Для этого есть все предпосылки: хорошее месторасположение, старинная застройка, сохранившиеся предметы быта, дружные жители.
“Мне нравится жить в селе, потому что сельский житель всегда ближе к природе… В селе все друг друга знают, живут в дружбе и согласии. В радости и горести всегда вместе. В трудную минуту всегда можно найти сочувствие и поддержку тех, кто живет с тобой рядом. В 2011 году моему родному селу исполняется 500 лет. Я очень люблю свое село и желаю ему развития и процветания. Когда я вырасту и получу образование, то обязательно вернусь на родину и постараюсь участвовать в его возрождении. Мне очень хочется видеть свое родное село красивым и процветающим. Пусть всегда в нем цветут сады, раздаются детские голоса, успешно трудятся и радостно живут односельчане!” Рощин Евгений – ученик 8 класса Семендяевской СОШ.
Источник: zizis