Пишет Перископ: В незалежном Киеве провели Международный конкурс украинского патриотического плаката – с 30 ноября по 5 декабря 2014 г. Я стал разглядывать художественный ряд и тут же узнал чуть больше половины сюжетов. Прямо не отходя от кассы. Беглый просмотр электронной коллекции тут же обнаружил первоисточники.

Оказывается, более чем в 60% примеров источником вдохновения оказались… советские плакаты. Сталинские, хрущёвские – золотой век этого жанра – и немного брежневские. Оно и понятно: тогда в Советском Союзе было оригинальное творчество такого уровня, которое можно смело копировать и спустя 60-70 лет, всего лишь переподписав заголовки. Кроме того, бандеровские плакатисты вдохновлялись серией плакатов ГДР 1950-х, американским пин-апом и чуть-чуть эстетикой императорской Японии. И если оригинальные плакаты советской эстетики несли в массы “разумное, доброе, вечное”, утверждая добро, то новоукраинские творцы переиначивали их строго в обратную сторону – в сторону глумления и довольно примитивного уничижения.

Украинский плакат
Вот хороший пример с выставки (слева), с советским первоисточником 1961 года (справа).
Украинский плакат
Большая часть авторов просто листала советские альбомы, и находила нужный источник (поставил его в угол). Других и не надо, ведь советские творцы создали всё или почти всё подходящее.
Украинский плакат
Тут источник германский. Но тоже, не заморачивались модификацией ни одной детали. Только подписи.
Украинский плакат
Сталинский плакат (1949).
Украинский плакат
В этом случае автор не стал копировать хрущевщину и сталинизм, а смело открыл брежневский альбом и содрал плакат 1981 года, эпохи Застоя.
Украинский плакат
А тут снова ГДР-овский плакат, эпохи борьбы с наступающим колорадским жуком (1950-е)
Украинский плакат
И ещё раз, ГДР-овский. Оплот социализма в Восточной Германии явно вставлял автора гораздо больше других соцстран.
Украинский плакат
Тут уже посерьёзнее. Это мотивы эстетики императорской Японии, в сочетании с современной игровой переработкой.
Украинский плакат
А это чистейшей воды американщина. Тоже не заморачивались дорисовкой – просто тиснули, и поставили подписи.
Украинский плакат
И ещё американщина (?). Или таки своё, с закосом под?
Украинский плакат
Какие же свои мотивы внесли в плакатный ряд художники Новой Украины, если исключить плагиат с советских и восточногерманских источников? Их два. Первый – это свиньи, ориентированные пятачком на восток.
Украинский плакат
Причём, что интересно (для сравнения) – в советской эстетике свиньи изображались спокойно и утилитарно, как полезные для народного хозйства животные. Поэтому майданным креаторам было крайне сложно найти подходящих свиней, которые за них уже нарисовали люди из 1940-х – 1970-х. И пришлось ставить свиней своих. Ну, как сумели, так и разместили…
Украинский плакат
А второе серьёзное направление оригинального творчества – это говно. Изображается оно предельно просто, поэтому тут не нужны альбомы с советским плакатом. Да и не рисовали говно в СССР, тогда ведь был тоталитаризм. И цензоры бы не пропустили, гады этакие.
А сейчас – свобода и приближение к Евросоюзу.
И если не альбом с советским плакатом, то тогда что?
Как автору выделиться в жестокой конкуренции творцов, и попасть ажно в самый Киев?
Да-да, вы верно поняли – оно самое. Говно & свиньи. Альтернатив нет.
Украинский плакат
А вот так выглядит выставочная галерея в Киеве, где висит всё это творчество. Думаю, мы ещё много шедевров не увидели.
Украинский плакат
А вот так русский с украинцем изображались в советское время. Уважительно, как братья. Или родные сёстры. Тут я взял два варианта – мужской и женский. И национальные наряды тогда не воспринимались с осадочком: их не использовали для политики, стравливания и разобщения.