Пишет Перископ: В незалежном Киеве провели Международный конкурс украинского патриотического плаката – с 30 ноября по 5 декабря 2014 г. Я стал разглядывать художественный ряд и тут же узнал чуть больше половины сюжетов. Прямо не отходя от кассы. Беглый просмотр электронной коллекции тут же обнаружил первоисточники.
Оказывается, более чем в 60% примеров источником вдохновения оказались… советские плакаты. Сталинские, хрущёвские – золотой век этого жанра – и немного брежневские. Оно и понятно: тогда в Советском Союзе было оригинальное творчество такого уровня, которое можно смело копировать и спустя 60-70 лет, всего лишь переподписав заголовки. Кроме того, бандеровские плакатисты вдохновлялись серией плакатов ГДР 1950-х, американским пин-апом и чуть-чуть эстетикой императорской Японии. И если оригинальные плакаты советской эстетики несли в массы “разумное, доброе, вечное”, утверждая добро, то новоукраинские творцы переиначивали их строго в обратную сторону – в сторону глумления и довольно примитивного уничижения.
Вот хороший пример с выставки (слева), с советским первоисточником 1961 года (справа).
Большая часть авторов просто листала советские альбомы, и находила нужный источник (поставил его в угол). Других и не надо, ведь советские творцы создали всё или почти всё подходящее.
Тут источник германский. Но тоже, не заморачивались модификацией ни одной детали. Только подписи.
Сталинский плакат (1949).
В этом случае автор не стал копировать хрущевщину и сталинизм, а смело открыл брежневский альбом и содрал плакат 1981 года, эпохи Застоя.
А тут снова ГДР-овский плакат, эпохи борьбы с наступающим колорадским жуком (1950-е)
И ещё раз, ГДР-овский. Оплот социализма в Восточной Германии явно вставлял автора гораздо больше других соцстран.
Тут уже посерьёзнее. Это мотивы эстетики императорской Японии, в сочетании с современной игровой переработкой.
А это чистейшей воды американщина. Тоже не заморачивались дорисовкой – просто тиснули, и поставили подписи.
И ещё американщина (?). Или таки своё, с закосом под?
Какие же свои мотивы внесли в плакатный ряд художники Новой Украины, если исключить плагиат с советских и восточногерманских источников? Их два. Первый – это свиньи, ориентированные пятачком на восток.
Причём, что интересно (для сравнения) – в советской эстетике свиньи изображались спокойно и утилитарно, как полезные для народного хозйства животные. Поэтому майданным креаторам было крайне сложно найти подходящих свиней, которые за них уже нарисовали люди из 1940-х – 1970-х. И пришлось ставить свиней своих. Ну, как сумели, так и разместили…
А второе серьёзное направление оригинального творчества – это говно. Изображается оно предельно просто, поэтому тут не нужны альбомы с советским плакатом. Да и не рисовали говно в СССР, тогда ведь был тоталитаризм. И цензоры бы не пропустили, гады этакие.
А сейчас – свобода и приближение к Евросоюзу.
И если не альбом с советским плакатом, то тогда что?
Как автору выделиться в жестокой конкуренции творцов, и попасть ажно в самый Киев?
Да-да, вы верно поняли – оно самое. Говно & свиньи. Альтернатив нет.
А вот так выглядит выставочная галерея в Киеве, где висит всё это творчество. Думаю, мы ещё много шедевров не увидели.
А вот так русский с украинцем изображались в советское время. Уважительно, как братья. Или родные сёстры. Тут я взял два варианта – мужской и женский. И национальные наряды тогда не воспринимались с осадочком: их не использовали для политики, стравливания и разобщения.