Свастика — один из самых древних и широко распространённых графических символов. До Второй мировой войны свастика использовалась практически на всех континентах. В Америке и Англии считалось, что символ cвастики необходимо понимать, как аббревиатуру из четырех слов, начинающихся с латинской буквы “L”: Light – свет, солнце; Love – любовь; Life – жизнь; Luck – судьба, удача, счастье. Это идет от санскритского “свасти”- приветствие, пожелание удачи, благоденствие.
После поражения Германии в 1945 году, во многих странах ее перестали использовать в качестве символа. В СССР, после войны, детям говорили, что свастика состоит из четырех букв “Г”, и составляет собой четыре ненавистных имени: Гитлер, Геббельс, Геринг и Гиммлер.
У свастики, как символа много значений, и у большинства народов она была символом движения, жизни, Солнца, света, благополучия. Одно из самых ранних употреблений свастического орнамента отмечено в эпоху верхнего палеолита (25—20 тыс. лет до н. э.). (47 фотографий)
Жаклин Бувье, будущая жена президента Кеннеди, в платье со свастикой.
Индия. Этот знак с незапамятных времен употребляется браминистами и буддистами Индии, Китая и Японии в орнаменте и письме, выражая собой привет, пожелание благополучия.
Иранское ожерелье I тысячелетия до н. э.
Ирак, г. Самарра, около 5000 лет.
VI-V век до Р.Х. Археологический музей Афин. С Востока свастика перешла на Запад; её изображения встречаются на некоторых из древнегреческих и сицилийских монет.
Свастика изображалась в дохристианских римских мозаиках, а также в живописи древнехристианских катакомб, на средневековых бронзовых надгробных плитах, на священнических облачениях XII — XIV, до конца Средневековья была одной из эмблем Христа.
VI-V век до Р.Х. Археологический музей Афин.
Греческий шлем со свастикой, 350—325 гг. до нашей эры, найденный в Геркуланумe. Кабинет медалей. Париж.
Надгробие. Abbot Simon De Gillans, 1345, Париж.
Церковь Пантократора, Болгария.
Свастика на облачении диакона (XVI в.). Музей в Новодевичьем монастыре. Русское название свастики — «коловрат», т.е. «солнцеворот». Коловрат символизировал победу света (солнца) над тьмой, жизни — над смертью. По степени распространенности этого символа Россия едва ли уступает даже такой насыщенной арийской символикой стране, как Индия.
Свастику можно встретить практически на любых предметах русского народного искусства: в орнаменте вышивки и ткачества, в резьбе и росписи по дереву, на прялках, вальках, набойных и пряничных досках, на русском оружии, керамике, предметах православного культа, на полотенцах, подзорах, передниках, скатертях, поясах, мужских и женских рубахах, кокошниках, сундуках, наличниках, ювелирных изделиях и т.д.и т.п.
Знак свастики постоянно использовался русскими ткачихами и вышивальщицами. Обилие и разнообразие свастичных мотивов в русской народной вышивке способно повергнуть в шок.
Если бы появилась возможность собрать русские полотенца, скатерти, подзоры, рубахи и пояса с вышитыми на них свастиками из запасников всех российских музеев и частных коллекций— для их размещения не хватило бы огромных залов Эрмитажа и Третьяковки вместе взятых.
Свастичные мотивы в народной вышивке встречаются буквально повсюду: на Украине, в Белоруссии, в центральной и южной России. Однако приоритет в этой области принадлежит русскому Северу. Объясняется это просто: с насаждением христианства наиболее стойкие языческие приверженцы уходили на Север — туда, где еще не было насильственных крещений «огнем и мечом», где людей еще не загоняли в реки целыми толпами.
В конце 30-х – начале 40-х годов прошлого века крестьянская одежда с вышитыми на ней знаками свастики повсеместно изымалась и уничтожалась энкавэдэшниками.
«На севере, — пишет В.Н. Дёмин, — специальные отряды ходили по русским деревням и силой заставляли женщин снимать юбки, поневы, передники, рубахи, которые туг же бросались в огонь». В некоторых местах дело доходило до того, что сами крестьяне, опасаясь репрессий, начинали уничтожать полотенца, предметы одежды с вышитыми на них знаками свастики. «Даже те бабушки, которые век от века вышивали этот знак на рукавицах, — справедливо отмечает Р. Багдасаров, — после Отечественной войны стали называть его «немецким знаком».
Фрагменты потолка в Георгиевском (Большом Тронном) зале Зимнего дворца.
Павильонный зал Эрмитажа. Мозаика.
В 1916 году царским правительством была разработана реформа денежных знаков. К 1917 году были подготовлены сложные матрицы для их типографии, на матрицах была свастика. Свастика должна была стать частью Российской империи, дополнив орла. Николай II не раз отстаивал правоту этого знака, но не успел провести реформу.
Большевикам пришлось напечатать деньги со свастикой, поскольку придя к власти, они спешили, а денег на изготовление новых матриц не было. Купюры со свастикой были в ходу до 1922 года.
Любопытно, что именно в первые годы советском власти, т.е. одновременно с «керенками», в обращение были запущены купюры различного достоинства (от 1 до 10 000 рублей), в орнаменте водяных знаков которых четко проступали шестиконечные звезды Давида.
Еще более любопытно, что 3 ноября 1919 года свастика была утверждена в качестве нарукавного знака калмыцких формирований Красной Армии.
Поздравительные открытки начала XX века с использованием свастики.
В 1925 г. компания ‘Кока-кола’ выпустила счастливый кармашек для часов в форме свастики с надписью: “Пейте кока-колу в бутылках за 5 центов”.
Clara Bow – известная американская актриса.
Женская хоккейная команда канадского города Ферние, 1922 год.
Баскетбольная команда американских индейцев (20-е годы). В символике североамериканских индейцев свастика была связана со священным числом четыре – четырьмя богами ветров, четырьмя временами года.
Что интересно – в символике нацистов присутствовали “наши” серп и молот.
Источник: marinni