Пишет aquatek-filips: Ханты – небольшой по численности коренной народ, населяющий север Западной Сибири. Этот рассказ будет о детях ханты. Застенчивых, любознательно-любопытных, с огромными живыми глазами будущих охотников, рыболовов и оленеводов. (17 фотографий)
Традиционно семьи ханты достаточно многодетные – зачастую это трое и больше детей. Дело в том, что стойбищах ханты, как лесных, так и кочевых, дети – это не лишние рты, а полноценные помощники практически во всем.. Это сбор ягод и заготовка дров, изготовление предметов быта и одежды, охота и рыбалка, торговля и оленеводство.
С самого раннего детства ханты стараются, чтобы дети были как можно ближе к природе. В первые месяцы новорожденного заворачивают в пеленки из мягкой ношеной одежды и одеяльце из шкурки зайца. Через три-четыре месяца ему шьют рубашку и нагрудники из бересты с выскобленным узором. На ноги детям надевают берестяные наколенники, по представлениям ханты предохраняющие ножки ребенка от искривления. Еще в грудном, а точнее, в колыбельном возрасте детям шьют почти полный комплект одежды – такой же, как у взрослых, но из более мягких материалов. Украшают ее иногда даже богаче, чем одежду для взрослых, прикрепляют колокольчики; девочкам надевают миниатюрные украшения.
У хантов женщина часто кормит ребенка грудью до двух – трех лет, а то и дольше. На время длительной поездки ему дают сосать беличью лапку либо оленье сухожилие (кое-где беличью лапку дают даже раньше, чем мать впервые прикладывает ребенка к груди). Позже детям не готовят пищу отдельно, они едят из общего котла. Единственное, что им уступают – лакомства, например, мягкий костный мозг или кожицу с летних рогов оленей – хантыйскую жевательную резинку.
Чтобы быть полезным в семье, коренной хант должен с раннего возраста учиться различным навыкам и умениям. Дети рано получают небольшие копии других предметов взрослых: ножа, лука со стрелами. Игрушками служат в основном миниатюрные копии вещевого набора взрослых: у девочек – игольничек, коробочка со швейными принадлежностями, люлечка, у мальчиков – лодочка, лук со стрелами, фигурки оленей. Игры детей нередко становятся полноценными уроками труда.
Девочка в два-три года уже умеет собрать из бисера браслетик, а мальчик – набросить аркан на любой предмет, напоминающий ему оленя. В шесть лет ребенок может получить в самостоятельное управление оленью упряжку, набрать за сезон десятки килограммов ягод. С двенадцати лет девочка умеет самостоятельно вести домашнее хозяйство, а мальчик ходит один на охоту.
Дети ханты молчаливы, застенчивы, но игривы. Однако можно заметить, что их игры очень четко направлены. Все на то же приобретение нужных навыков. Т.е. даже игра – маленькая жизненная школа или тренировка.
Эти ребятишки достаточно упорно забираются на крутую горку и прыгают с нее вниз и тут же, пыхтя, возвращаются обратно, чтобы повторить действие по кругу. Здесь тренируется выносливость, упорство, группировка и умение быстро спускаться с таких горок.
Интересно, что девочки играют в эти игры наравне со взрослыми.
Особого внимания заслуживает среднее образование коренных жителей Югры. Дети ханты учатся в интернатах. Дело в том, что организовать школу в малочисленных стойбищах фактически невозможно, поэтому единственным вариантом остаются интернаты, в которых дети и учатся, и живут. Родители не могут ежедневно привозить и забирать своих детей за много километров от стойбища, ведь им нужно охотиться, заготавливать ягоды или грибы, ловить рыбу или заниматься оленеводством. Некоторых, конечно, забирают по вечерам. Но, как правило, это возможно, только если родители живут совсем рядом. В остальных случаях детей забирают только на каникулы.
Общение с ханты показало, что они не всегда положительно оценивают подобную систему образования, ведь они лишаются, во-первых, помощников, а во-вторых, получая общеобразовательные знания, дети не получаются практических знаний, как получали их испокон веков, вместе с отцом идя на охоту или вместе с матерью, вычиняя оленью шкуру.
Однако родители не имеют права не отдавать детей учиться. Ведь таким образом они нарушат федеральный закон России, согласно которому родители обязаны обеспечить своему ребенку возможность получения среднего образования. Если они не привезут ребенка в интернат, это может иметь для них серьезные последствия.
Еще одной серьезной проблемой при обучении в интернате является социальное неравенство. Живя в стойбище, как правило, для ребенка это не является проблемой, т.к. он не знает понятия “начальства”. Для него есть только отец и мать. В интернате же, зачастую, дети (особенно из тундры и леса) очень болезненно привыкают к новому для себя фактору.
В маленьком возрасте очень часто мальчики и девочки почти не отличаются внешне. И порой только по одежде можно определить пол ребенка при первом взгляде.
У ханты не принято сильно баловать своих детей, поэтому езда на санках, которые тянет мать или отец, заканчивается в довольно раннем возрасте.
Подросток ханты наблюдает со стороны соревнования по прыжкам через нарты. Еще год-два и он тоже сможет принять участие, попытавшись отличиться на дне рыболова, охотника и оленевода.
Взрослые подростки становятся все больше похожими на своих взрослых родителей.
В наше время коренные северные народы, ведущие традиционные промыслы и сохраняющие в своем укладе некоторые черты родоплеменного строя, находятся на грани исчезновения как этносы. На этот процесс влияют и социально-экономические, и демографические факторы.
Дети, с детства сосавшие беличью лапку и учившиеся точно бросать аркан, вырастая и получив среднее образование, часто не желают возвращаться к традиционному образу жизни в стойбище или кочевать. Они становятся так называемыми городскими ханты, продолжают учебу в высшей школе и идут работать, все сильнее отдаляясь от своих корней.