Фотохроника быта жителей Енисейской губернии Российской империи в конце XIX − начала XX веков. (38 фотографий)
Свадьба. Канский уезд, деревня Карымова, 1 октября 1913 г. Семья Соколовых, новоселов из Тамбовской губернии.
Крестьяне-челдоны г. Красноярска.
А.Д. Зырянов − крестьянин с. Шушенского Минусинского уезда Енисейской губернии. Снимок сделан в с. Шушенском в 1920-е гг. В 1897 г. А.Д. Зырянов поселил в своем доме прибывшего в ссылку в с. Шушенское В.И. Ленина.
Пожилые крестьяне д. Яркиной Енисейского уезда. Снимок сделан в д. Яркино в 1911 г. Парный фотопортрет крестьян, снятых на фоне старинной часовни. Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г.
Снимок сделан в д. Яркино в 1911 г. Парный фотопортрет двух пожилых женщин в праздничной одежде. Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г.
Крестьяне в праздничной одежде стоят на ступеньках крыльца, застланного домоткаными половиками. Снимок сделан в д. Ловатской Канского уезда не позже 1905 г.
Крестьянская семья из д. Ярки Енисейского уезда в праздничный день на крыльце дома. Август 1912 г. Фотография поступила в музей в 1916 г.
Семья старожилов-староверов на р. Мане. Р. Мана, Красноярский округ, Енисейская губерния. До 1910 г.
Богатая крестьянская семья из с. Богучанского Енисейского уезда. 1911 г.
Подростки с. Богучанского Енисейского уезда. Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г.
Молодые крестьяне с. Богучанского Енисейского уезда. Парный фотопортрет молодых крестьян, стоящих около амбара с низкой дверью и лестницей. Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г.
Девочки-крестьянки из д. Ярки Енисейского уезда в праздничной одежде. Август 1912 г. Фотография поступила в музей в 1916 г.
1911 г. Крестьяне сняты около саней, на фоне мельницы с низкой, подпертой жердиной дверью. Одеты в рабочую повседневную одежду.
Фотопортрет молодого человека в праздничном костюме приискателя с золотых промыслов. Снимок сделан в с. Богучанском в 1911 г.
А. Аксентьев − смотритель прииска по р. Талой в Енисейском округе. Г. Енисейск. Снимок сделан 20 июля 1887 г. Смотритель на золотопромывочной машине − это служащий, осуществлявший надзор и наблюдение за порядком проведения работ, он же принимал от промывальщиков золото.Мужской костюм, запечатленный на снимке, весьма своеобразен: смесь городской и так называемой приисковой моды. Рубашку подобного типа носили рабочие приисков и крестьяне, такой фасон использовался чаще для выходной одежды. Сапоги с высоким каблуком и тупым носом являлись модной обувью в 1880−1890-е гг. Шляпа и часы на шейном шнуре или цепи − предметы городской роскоши, добавляли костюму своеобразие и приисковый шарм.
Мария Петровна Марковская − сельская учительница с семьей. Г. Иланск. Июль 1916 г.
Фельдшерица с. Больше-Улуйского Ачинского уезда Анастасия Порфирьевна Мельникова с больным. На обороте фотографии текст тушью: «Ан. Пер. Мельникова в должности фельдшерицы Б. Улуйской больницы. Ссыль(но)поселенец, 34 лет, в изображенном виде прошел до больницы 40 верст при морозе в 30 градусов по Реомюру».
Кустарь-горшечник из с. Атамановское Красноярского уезда. Начало ХХ в. Село Атамановское находилось на р. Енисее, в 1911 г. насчитывало 210 дворов. Каждый вторник в селе проходил базар.
Лов тугуна на станке Верхне-Инбацком Туруханского края. Станок Верхне-Инбацкий. Начало ХХ в. Тугун − пресноводная рыба рода сигов.
Ангарская крестьянка идет проверять уды. Приангарье. Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г.
Подледная ловля рыбы удами на р. Ангаре. Енисейский уезд. Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г.
Сплав убитого сохатого по р. Мане Енисейской губернии. Р. Мана (в районе Красноярского или Канского уездов). Начало ХХ в.
Крестьянин, отправившийся на охоту. Около д. Ярки. 1911 г. Охотник стоит на широких коротких лыжах, крепящихся к ступне ремешками. На таких лыжах ходили без палок. Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г.
Ангарский охотник с собакой. Д. Яркина Енисейского уезда. 1911 г. Снят охотник на фоне хлева с низкой дощатой дверью и поветью для сена наверху. Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г.
На крестьянском дворе в с. Кежемском Енисейского уезда. Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г.
Мятье льна в Енисейском уезде. Енисейский уезд. 1910-е гг. Из поступлений 1920-х гг.
Портомойня на Енисее. Красноярск. Начало 1900-х гг. Фотография поступила в музей в 1978 г.
Прачки на Енисее. Красноярск. Начало 1900-х гг.
Витье веревок в д. Ярках Енисейского уезда. 1914 г. На обороте фотографии надпись карандашом: «Сватъ Капитонъ за витьем веревки».
Уборка табака в Минусинском уезде. 1916 г. На задах крестьянской усадьбы, на огороде, идет уборка табака, часть которого вырвана и уложена рядами.
Ткацкий стан-кросна в с. Верхне-Усинском Усинского пограничного округа. Снимок 1916 г., поступил в музей в 1916 г.
Заготовка "борисовских" веников в с. Ужур Ачинского уезда. Снимок конца ХIХ − начала ХХ вв. В Борисов день, 24 июля, заготовляли свежие веники для бань, отсюда и название − “борисовские” веники.
Ряженые на улицах Знаменского стекольного завода в святки. Красноярский уезд, Знаменский стекольный завод, 1913−1914 гг. Группа мужчин и женщин пляшут под гармошку на улице. Ранее фотография была опубликована как открытка.
Игра в "городки" в д. Каменке Енисейского уезда. Начало ХХ в. Воспроизведено по книге “Сибирский народный календарь в этнографическом отношении” Алексея Макаренко (СПб., 1913, с. 163). Фотография автора.
"Бега" − состязание между конным и пешим в д. Дворец Енисейского уезда. 1904 г. Воспроизведено по книге “Сибирский народный календарь в этнографическом отношении» А. Макаренко (СПб., 1913, с. 143). Фотография автора. Подобного рода “бега” между конными и пешими устраивались сибиряками в летнюю пору по праздникам и ярмаркам. Дистанция невелика, обязательно включает поворот на 180 градусов. Именно поэтому пеший часто выигрывал.
Крестьяне-переселенцы у временного жилья. Минусинский уезд. Начало ХХ в. В начале 20 века, с началом Столыпинскрй аграрной реформы, в Сибирь хлынул поток переселенцев из южных, западных областей России, Белоруси, Украины. Их называли новопоселенцами, а те, кто жил в Сибири не одно поколение, были старожилами.
Хохлуша-переселенка из д. Ново-Полтавка Минусинского уезда. Снимок конца ХIХ − начала ХХ вв.
Хохлуша. К вопросу о «региональности» костюма. Этот снимок − из альбома В.Г. Катаева 1911 г. Фотография была сделана в переселенческом поселке, основанном на землях сибирских казаков.
Источник: perunica.ru