Пишет sergeydolya: До вчерашнего дня, самой высокой точкой, на которой я бывал, был перевал в Бутане, высотой 3 988 метров. Вчера этот мой рекорд был побит. Я поднялся на перевал Кхардунг Ла в Ладакхе.
Его официальная высота 5 602 метра (практически высота Эльбруса) и он признан книгой рекордов Гиннесса и журналом National Geographic, как самый высокий в мире автомобильный перевал. На самом деле его высота по моему GPS была 5 377 метров. Похоже, что власти Индии завысили высоту перевала, чтобы получить пальму первенства, так как в Тибете есть еще пара перевалов с дорогами, построенными выше 5 377. Но не суть… (30 фотографий)

В Тибете я оказался вместе с экспедицией, организованной сетью ресторанов свободного полета “Две палочки”. С 1 по 15 июня посетители ресторанов могли заполнить анкету на участие и отправится либо в Венесуэлу, либо в Тибет. К сожалению, в связи с волнениями, китайцы перестали выдавать визы в Тибет, и в последний момент его пришлось заменить на Малый Тибет или Ладакх – регион, расположенный на севере Индии, и практически идентичный Тибету.

Первые несколько дней мы провели в городе Лех, расположенном на высоте 3 500 метров. Здесь мы проходили акклиматизацию перед дальнейшим восхождением к удаленному озеру Цо Морири, где наша экспедиция должна взять образцы воды и привезти их в Россию. О первых днях я расскажу чуть позже, а сегодня хочу показать фотографии с перевала Кхардунг Ла.

Ранним утром мы сели в автомобили и поднялись за 2 часа почти на 2 километра до отметки 5 600 (5 377) метров. Там, на высоте более 5 километров над уровнем моря, все по другому: воздуха катастрофически не хватает, вдох полной грудью сделать не получается, ноги ватные, постоянно пошатывает, голова гудит, тошнит, речь замедленна, очень сложно формулировать свои мысли, постоянная одышка и другие прелести.

перевал
2. Но не на всех высота действует одинаково. Некоторых она пьянит и вызывает эйфорию. В этом случае они делают непредсказуемые вещи, например, срывают с себя одежды и фотографируются с незнакомыми польскими байкерами
перевал Кхардунг Ла
3. Солнечным утром мы начали подъем на перевал. Зеленая долина с Лехом посередине, медленно удалялась, по мере того, как мы набирали высоту
перевал Кхардунг Ла
6. Накануне была плохая погода и верхушки гор засыпало снегом
перевал Кхардунг Ла
7. Первую остановку мы сделали на 4 200, после подъема на 700 метров, относительно уже комфортного для нас Леха. Дышать стало еще тяжелее, но пока не критично. Больше беспокоило небольшое головокружение и нетвердая походка. Поэтому я с замиранием сердца смотрел, когда мои друзья по экспедиции залезали на острые камни, стоящие на обрыве
перевал Кхардунг Ла
12. На высоте 4 500 нас всех остановили на полицейском кордоне для проверки паспортов. До перевала оставалось 14 километров
перевал Кхардунг Ла
13. Дальше асфальт закончился и пошла мокрая грунтовка с ямами и сорвавшимися со скал булыжниками
перевал Кхардунг Ла
15. Update: Как выяснилось позже, эта велосипедистка - Тоня с http://gingertea.ru/. Она уже 5 месяцев путешествует по северной Индии на велосипеде
перевал Кхардунг Ла
16. Вид с 5 тысяч метров
перевал Кхардунг Ла
17. В Ладакхе очень много горных серпантинов с закрытыми поворотами. Перед каждым из них принято бибикать
перевал Кхардунг Ла
18. Чем выше в гору, тем уже дорога. Иногда было очень страшно разъезжаться на ней с грузовиками
перевал Кхардунг Ла
20. Все дороги Ладакха облеплены смешными табличками, где в поэтической форме водителей призывают ездить аккуратно. Например табличка перед самым перевалом гласит: "Вы едите по самой высокой в мире автомобильной дороге, а не по срезке в рай!"
перевал Кхардунг Ла
21. Видите билайновскую вышку на горе? Это и есть перевал, а линия, разрезающая гору - наша дорога
перевал Кхардунг Ла
23. Но до него еще далеко
перевал Кхардунг Ла
25. Зеленое пятно внизу - это Лех, откуда мы начали подъем
перевал Кхардунг Ла
28. Последний поворот и мы на перевале
перевал Кхардунг Ла
29. Здесь есть несколько магазинчиков с полупустыми прилавками и небольшая кафешка
перевал Кхардунг Ла
30. Как и везде в Ладакхе, все вершины завешаны ритуальными флажками с молитвами. Считается, что когда ветер теребит флажки, он считывает с них молитвы и уносит в долину