На второй день пребывания в Одессе, решил посетить одесские катакомбы – самые большие катакомбы в мире. На данный момент, по словам экскурсовода, протяженность только изученной части катакомб составляет около 3000 километров. (19 фотографий)
Вход в катакомбы - узкий коридор закрытый массивной металлической дверью. Вход адаптирован к современной действительности - корридоры не широкие и пускают туда только с проводниками. Раньше вход был настолько широким, что бы в нем могли разминуться 2 лошади с телегами; катакомбы - это фактически шахты в которых добывался ракушечник. (Вячеслав Колосов / ФТ)
Вход в катакомбы. На камне написано: Здесь, в катакомбах с. Нерубайское в 1941-42 г.г. находился подземный лагерь партизанского отряда под командованием чекиста героя Советского Союза В.А. Молодцова-Бадаева, успешно действовавшего в тылу врага. (Вячеслав Колосов / ФТ)
А так выглядит тот самый ракушечник, который добывают в катакомбах и из которого построена практически вся Одесса. Ракушечник (или известняк) - это осадочная морская порода органического происхождения. За многие годы на дно бывшего на этом месте когда-то моря оседали останки раковин морских животных. (Вячеслав Колосов / ФТ)
Воссозданное помещение быта Одесских партизан. Настоящие места расположения партизанского отряда (во время войны в катакомбах было несколько таких отрядов) находятся гораздо дальше от входа и на большей глубине. Идти до них партизанам нужно было порядка 2 км в темноте. (Вячеслав Колосов / ФТ)
Коридоры катакомб (Вячеслав Колосов / ФТ)
Одесские катакомбы (Вячеслав Колосов / ФТ)
Однако и на туристическом маршруте есть места не воссозданные, а действительно функционировавшие во время войны. Первое из них - вот это пулеметное гнездо, обороняющее один из тоннелей. Второе - колодец, к сожалению его фото не получилось, через который в ведре с двойным дном партизанам передавали записки. Пост находился в середине колодца, т.е. после изъятия бойцами записки, ведро опускалось ниже, черпало воду и поднималось жителем деревни на поверхность. (Вячеслав Колосов / ФТ)
Это школа, в которой во времена оккупации проходили уроки. (Вячеслав Колосов / ФТ)
Отстав от группы, свернул в один из тоннелей (такой низкий, что идти пришлось согнувшись) и вышел на тот же маршрут, но уже перед группой в комнату, в помещение-госпиталь. В катакомбах круглый год довольно низкая температура (12-15 гадусов) и высокая влажность и раны в таких условиях не заживают. Потому в подземном госпитале оказывалась только экстренная помощь. Далее пациента поднимали на поверхность. (Вячеслав Колосов / ФТ)
Маршрут освещается электрическими лампочками. По началу смущали оголенные провода, но после оказалось, что напряжение всего 36 вольт, как в шахтах.(Вячеслав Колосов / ФТ)
Выход на поверхность оказался в другом месте и организован был через некоторое подобие музея. (Вячеслав Колосов / ФТ)
Вот все это помещение - несколько плакатов, несколько экспонатов... (Вячеслав Колосов / ФТ)
После катакомб вернулся в город и совершенно случайно, гуляя по парку Т.Шевченко, попал в одесский океанариум. Фотографий немного, размещу их вместе с катакомбами…
Сомы в одесском океанариуме. (Вячеслав Колосов / ФТ)
Скат в одесском океанариуме. (Вячеслав Колосов / ФТ)
А это пираньи. Раньше я не видел пираний и был немного удивлен, представлялись они мне куда более зловещими. (Вячеслав Колосов / ФТ)
Какая-то сильно ядовитая рыба. (Вячеслав Колосов / ФТ)
Хамелеон. (Вячеслав Колосов / ФТ)
Самая большая и ядовитая жаба Ага. (Вячеслав Колосов / ФТ)
Крохотная лягушка сидит на ветке бамбука. (Вячеслав Колосов / ФТ)