“В этом году мне посчастливилось попасть на празднование Комоедицы. Если кто не знает, Комоедица это один из четырех основных праздников древних народов Европы. Именно он в искаженном виде, сдвинутый в датах и оттого окончательно утративший смысл, лег в основу Масленицы.
В современном мире и сейчас в том или ином виде отмечается день весеннего равноденствия. В частности, знаменитый карнавал в Рио-де-Жанейро является отголоском древнего друидского праздника наступления весны. Неоднократно праздник упоминается и в литературе, стоит вспомнить Весенний бал в “Мастере и Маргарите” или “Снегурочку” Островского.
В России существует несколько родноверческих общин, занимающихся восстановлением древнеславянских верований и обрядов. К одной из них я пришел в гости на праздник Комоедицы, о чем вам и расскажу”. (29 фотографий)
Смысл праздника во встрече астрономической весны и начала древнеславянского Нового года, а также необходимое после холодной зимы взбадривание людей весельем и плотной едой перед началом интенсивных полевых работ. По христианскому календарю это время выпадает на Великий пост, поэтому языческая традиция встречи весны была перенесена ранее во времени на неделю, предшествующую началу поста. Таким образом был утерян смысл праздника, мало того, что дата стала плавающей, так она еще сдвинулась почти на месяц, в то время как астрономическая весна начинается четко в дату весеннего равноденствия.
В силу современных реалий последователи древних верований отмечают праздники в ближайшие к дате выходные. В этом году весеннее равноденствие (21 марта по факту) отмечалось в субботу 26-го.
Но даже не смотря на то, что зиме дали погулять еще почти неделю, она не унималась. Периодически начиналась вполне себе зимняя вьюга. Гости прибывали и сквозь плотную занавесь снега и ветра пробивались к теплу. Даже пространство любви выглядело не очень приветливо. Многие приехали с детьми.
Встречались старые друзья, заводились новые знакомства. По большому счету, община это большая семья. Так как родноверы не только восстанавливают обычаи, но и верят в них, в языческом Храме проходит воссозданный ритуал восславления старославянских Богов. Надо сказать, что это далеко не театральное представление для туристов, а самый что ни на есть настоящий языческий Обряд. Посмотреть есть на что, но присутствовать на нем не обязательно, тут есть еще много интересного.
К примеру, есть ярмарка ремесел. Мастера прямо при вас могут сделать что-нибудь этакое. Здесь же можно согреться сбитнем и посмотреть восстановленный славянский быт.
После сбитня можно выйти обратно на улицу и покидать в мишень ножи и топоры или посетить конюшню. Лошади красивые и ухоженные. Они не прокатные, держатся для себя. Смотреть на них одно удовольствие. За символическую плату катают всех. Я приехал немного заранее, поэтому и желающих нет. Через пару часов тут стояла очередь.
Вся территория сделана не для увеселения посетителей, а для себя и с любовью. Это славянский Кремль знаменитого путешественника Виталия Сандукова, по совместительству его же дом. Так что это не музей, просто несколько раз в год человек приглашает к себе гостей. Есть даже своя ветряная мельница. Она полностью аутентична, именно такие мельницы стояли по России тысячами. Тут вы можете все потрогать и посмотреть.
Вот и кончился Обряд, люди стали выходить из храма. К месту проведения мистерии первой идет девушка с корзинкой кОмов. Все наверно знают поговорку “первый блин комом”, но не все знают, что изначально она не была поговоркой, а была частью ритуала. Первый блин, а ранее ком (кусочек или маленький колобок жареного теста) оставлялся весной на пнях для медведей. Их и называли раньше кОмами. Таким образом, первый блин подносили хозяину леса.
Сюда же, на место сборища общины, выносится чучело Морены. Это одно из основных славянских божеств, богиня зимы и смерти. Сжигание ее чучела символизирует смерть зимы и наступление весны.
Славянские обычаи всегда отличались размахом. Ни один праздник не обходился без песен. Когда несли чучело Зимы, женщины пели: «Приезжай ты к нам На широк двор:На горах покататься, В блинах поваляться, Сердцем потешаться. Масленица – красная краса, русая коса, Тридцати братьев сестра, Сорока бабушек внучка, Трох матерей дочка, кветочка, Ягодка, перепелочка».
А потом раздаются комы всем присутствующим.
Возвращаясь к первому блину кОму, могу поделиться своими мыслями. Скорее всего медведи этих комов не видели, т.к. птицы и мелкие звери намного проворней. Кроме того, попробовавший человеческой пищи медведь практически сразу становится попрошайкой, а если не получает требуемое, берет его силой. Наши предки были далеко не дураки и уж в наблюдательности им точно не откажешь. Так что оставление мучного изделия было скорее просто красивой традицией. Сейчас в средней полосе России встретить медведя проблематично, поэтому люди просто радуются и съедают все сами.
Следующим действием будет взятие чучела Зимы в плен. Но традиции, женская часть общины ее защищает, а мужская трижды атакует и на третий раз берет в плен. Это не аксиома, в некоторых сценариях в защитниках фигурируют переодетые навью мужчины.
Это войско нападающих. Сейчас соберутся с духом и в бой. Не такое это простое дело, взять в плен зиму.
Последние проверки. Защищающих слишком мало. “Девки! (Это к зрителям) Айда крепость защищать! Будет весело!”
Последние приготовления. В зависимости от подготовленности и погоды либо строились настоящие крепости с валами, либо просто делали небольшие укрепления из снега.
Защитницы настроены серьезно. В старые времена и кровь пролить могли, все было по всамделишному.
Первый штурм! И сейчас люди не в игрушки играть пришли. Даже снежок в ухо не останавливает пыл. Первый штурм отбит, Мара пока в безопасности.
Второй штурм! Тут уже начали брать пленных. Перетянутый на свою сторону противник тут же выбывает из боя и становится зрителем.
И тут же третий штурм. По внезапности и молниеносности он затмевает тактический талант Рокосовского.
Чучело Зимы попадает в плен и стремительно уносится ликующей толпой. Отбить ее обратно просто не реально.
Однако то, что не подвластно человеку, может сделать Хозяин.
Ряженый в медвежью шкуру останавливает толпу. Ему подносят хлеб и все, что он захочет (медведь попался не пьющий, но до баб охочий ).
Традиции празднования сильно отличались в зависимости от региона. У некоторых народностей не было выкупа у медведя, зато был ритуал его пробуждения. Такой же ряженый изображал спящего медведя, а молодежь пыталась его разбудить. В конце концов его будили якобы оторвав лапу или вырвав кусок шкуры. Именно отсюда берет начало знакомая знатокам русских сказок песня про медведя-липовую ногу: «Скрипи нога, Скрипи липовая! И вода-то спит, И земля-то спит. И по селам спят, По деревням спят. Одна баба не спит, На моей коже сидит. Мою шерстку прядёт, Мое мясо варит. Мою кожу сушит». В детстве меня всегда поражала жестокость этой сказки, а когда подрос, то понял, что без адаптации Астафьева практически все русские сказки так и выглядели.
Но вот чучело доставлено к месту сожжения и готовится к церемонии.
А вокруг не стихают песни. Под песни люди выстраиваются в большой круг вокруг будущего места сожжения. “Прощай, честная Масляна! Коль быть живым, увидимся. Хоть год прождать, Да ведать-знать, Что Масляна придет опять…”Вместе с чучелом должны сгореть и старые обереги, кусочки одежды или просто тряпочки. Тем самым человек как бы очищается от всего того, что держало его в прошлом году и налегке вступает в новый. Девушки со специальными "вешалками" проходят по радиусу круга и все подвязывают свой кусочек материи. Кто-то просто привязывает, кто-то на три узла, а кто-то и пришептывает что-то.
Чучелко почти готово. Перед сожжением ей “открывают” глаза, чтобы она могла посмотреть на мир.
Чучело поджигают, люди приходят в движение, начинает кружиться хоровод. Жрец заклинает зиму умереть и уступить место весне. И чучело рухнуло, ушла зима, поддалась жару солнца.
Источник: zizis