Министерство культуры России хочет запретить одновременный прокат в кинотеатрах похожих фильмов, лидер движения «Божья воля» Дмитрий Энтео хочет запретить демонстрацию авангардного искусства в московских музеях, «Казаки Петербурга» хотят поправить архитектуру города в соответствии с их убеждениями. Российского обывателя периодически пытаются научить любить искусство по правилам и выбирать только те предметы культуры, что прошли цензуру.

Театр абсурда: как государство и общество борются с искусством
Выставка советского авангарда в Манеже
Кто был против: активисты движения «Божья воля»
Причина несогласия: оскорбление чувств верующих
Лидер движения «Божья воля» Дмитрий Цорионов (Энтео) периодически выдает свои убеждения за мнение всех православных. Решив, что выставка советского авангарда «Скульптуры, которых мы не видим», проходившая в Манеже, оскорбляет чувства верующих, Энтео с другими активистами «Божьей воли» 14 августа 2015 года устроили в центре погром.
Театр абсурда: как государство и общество борются с искусством
Фильм Андрея Звягинцева «Левиафан»
Кто был против: «Ассоциация православных экспертов» и другие православные активисты
Причина несогласия: фильм обвиняли в клевете, оскорблении чувств верующих, антироссийском содержании
Глава заполярного поселка Териберка Татьяна Трубилина, где проходили съемки фильма, высказывалась против его показа. «Впечатлений особых нет, мы здесь все алкаши, живущие в собственной помойке. С эстетической точки зрения я против показа, я вообще не знаю, кому этот фильм стоит смотреть», — сказала тогда Трубилина.
Постановка оперы «Дети Розенталя» в Большом театре
Кто был против: прокремлевское движение «Идущие вместе»
Причина несогласия: оперу сочли порнографией
После того, как «порнографией» в Большом заинтересовались члены партии «Единая Россия», «Идущие вместе» провели акцию протеста против «Детей Розенталя».
В итоге на мировой премере «Детей Розенталя» был аншлаг, а у стен театра – пикет «Идущих вместе» против «порнографа». Хотя порнографии на сцене на обнаружилось.
Театр абсурда: как государство и общество борются с искусством
Выставка «Соц-арт. Политическое искусство из России» в Париже
Кто был против: министр культуры в 2004-2008 годах Александр Соколов и зам начальника Росохранкультуры Анатолий Вилков
Причина несогласия: опасения, что выставка станет «тем самым позором для России, за который отвечать нам придется уже по полной»
Выставка, лишенная значительной части экспонатов, все же прошла в Париже, вызвав ажиотаж у посетителей и СМИ.
Опера «Тангейзер» в Новосибирском театре оперы и балета
Кто был против: общественные организации, православные активисты, глава Новосибирской митрополии
Причина несогласия: оскорбление чувств верующих
Премьера оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер» прошла 20 декабря 2014 года. Поставил оперу молодой режиссер Тимофей Кулябин. Он перенес действие классической оперы в реальное время, превратив рыцаря в кинорежиссера, снимающего фильм о неизвестном периоде жизни Иисуса Христа, который попадает в грот языческой богини Венеры, где предается плотским утехам.
Театр абсурда: как государство и общество борются с искусством
Барельеф с Мефистофелем в Санкт-Петербурге
Кто был против: организация «Казаки Петербурга»
Причина несогласия: возмущение тем, что изображение Мефистофеля стало достопримечательностью
Театр абсурда: как государство и общество борются с искусством
Выставочные проекты Icons, «Родина» Марата Гельмана
Кто был против: РПЦ, движение «Народный Собор», депутат Виталий Милонов
Причина несогласия: оскорбление чувств верующих
В июне 2013 года после череды скандалов Марат Гельман был уволен с поста директора ПЕРММ. Основной причиной своего увольнения куратор также назвал цензуру. В 2014 году он переехал в Черногорию.
Театр абсурда: как государство и общество борются с искусством
Фильм «Борат: изучение американской культуры на благо славного народа Казахстана»
Кто был против: Федеральное агентство по культуре и кинематографии
Причина несогласия: фильм содержал материалы, которые «некоторое количество зрителей» могли воспринять как уничижающие «некоторые национальности или религии»
Театр абсурда: как государство и общество борются с искусством
Оренбургский танец «Пчелки и Винни Пух»
Танец «Пчелки и Винни Пух» школьной студии из Оренбурга Kredo стал поводом для срочно собранного совещания с участием сотрудников управления культуры и искусства в мэрии города.
По итогам проверки, длившейся месяц, управление Следственного комитета по Оренбургской области отказалось возбуждать уголовное дело. Было решено, что элементов эротики и порнографии танец не содержит, признаков халатности в работе руководства школы и развратных действий в отношении несовершеннолетних следователи тоже не нашли.
Театр абсурда: как государство и общество борются с искусством
Фильм «Номер 44»
Кто был против: Минкульт РФ
Причина несогласия: «искажение советской истории»
Американский фильм «Номер 44» должен был выйти в российский прокат 16 апреля 2015 года, но за два дня до премьеры компания «Централ Партнершип» отказалась от демонстрации триллера в связи с требованием Министерства культуры России. В обнородованном заявлении для прессы говорилось о недопустимости проката картины «Номер 44» и «подобного рода фильмов» в преддверии 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, а также «искажении исторических фактов и своеобразных трактовок событий до, во время и после Великой Отечественной войны, а также образов и характеров советских граждан той исторической эпохи».
Театр абсурда: как государство и общество борются с искусством
Книга «ФСБ взрывает Россию», Александр Литвиненко и Юрий Фельштинский
Кто был против: прокуратура РФ
Причина несогласия: книга попала в федеральный список экстремистских материалов
Книга «ФСБ взрывает Россию» рассказывает о взрывах домов в 1999 году. Авторы книги — бывший сотрудник ФСБ Александр Литвиненко и историк Юрий Фельштинский — считают, что серию взрывов жилых домов в стране организовали российские спецслужбы. Кроме этого, в книге содержатся утверждения о связях ФСБ РФ и преступных группировок.
Театр абсурда: как государство и общество борются с искусством
Выставка «Тайны инквизиции»
Кто был против: Генпрокуратура
Причина несогласия: выставка пропагандировала насилие и жестокость