По случаю своего пятилетнего юбилея московский Центр фотографии имени братьев Люмьер организовал выставку «Советское фото», названную в честь одноимённого журнала и посвящённую истории советской фотографии начиная с 1927 года.
«Старт», 1959 год. Снимок Владимира Степанова, иллюстрировавший очерк о производстве новой модели фотоаппарата «Старт». Фотограф: Владимир Степанов / Фотогалерея имени братьев Люмьер.
«Купание бездомного», 1927 год. Аркадий Шайхет родился в 1898 году в бедной деревенской семье. Когда грянула Октябрьская революция, ему было всего 19 лет. После окончания Великой Отечественной войны Шайхет отточил свою технику «художественного фоторепортажа» и занялся освещением жизни в СССР. Фотограф: Аркадий Шайхет / Фотогалерея имени братьев Люмьер.
«Руки маникюрщицы», 1929 год. В годы после основания журнала «Советское фото» многие фотографы сфокусировались на развитии техники серийной съёмки. Этот снимок является частью серии «Руки» фотографа Аркадия Шахина. Фотограф: Аркадий Шайхет / Фотогалерея имени братьев Люмьер.
«Техника решает всё», 1930-е годы. Диагональный ракурс и смелая обрезка – это техники, характерные творчеству коллектива фотографов «Октябрь». Их девизом был лозунг «Новые времена диктуют новые формы».
«Молодость», 1937 год. Этот снимок Бориса Игнатовича позволяет проследить, как фотографы постепенно осваивали метод социалистического реализма, подразумевавшего не просто отображение действительности, но и отражение коммунистических идей. Фотограф: Борис Игнатович / Фотогалерея имени братьев Люмьер.
«Диетические яйца», 1939 год. Александр Хлебников, в своё время учредивший фотоклуб «Новатор», был пионером советской натюрмортной съёмки. Эта фотография яиц на тарелке – одна из его многочисленных работ, отснятых в 1930-х годах. Фотограф: Александр Хлебников / Фотогалерея имени братьев Люмьер.
«Враг», 1944 год. С началом Великой Отечественной войны фотожурналистика также включилась в общее дело защиты Родины. На этом снимке Анатолия Егорова, получившего ранение на войне, командир расчета станкового пулемета Степан Васильевич Овчаренко открывает огонь по врагу. Фотограф: Анатолий Егоров / Фотогалерея имени братьев Люмьер.
«Встреча победителей», 1945 год. В этом снимке мастер советской фотографии Георгий Петрусов увековечил ликование народа после окончания Великой Отечественной войны. Фотограф: Георгий Петрусов / Фотогалерея имени братьев Люмьер.
«Цементный завод», 1954 год. После окончания Великой Отечественной войны Всеволод Тарасевич вернулся к фотографии. Он работал для журналов «Советский Союз», «Огонёк» «Работница» и «Советское фото». Большая часть его работ освещала достижения науки и техники. Фотограф: Всеволод Тарасевич / Фотогалерея имени братьев Люмьер.
«Парфюм», №8, 1958 год. Этот снимок под номером 8 из серии фотографий парфюмов знаменует переход Александра Хлебникова к жанру модной и рекламной фотографии. Фотограф: Александр Хлебников / Фотогалерея имени братьев Люмьер.
«Физлаборатория», 1960 год. Анатолий Хрупов – ещё один фотограф, обыгрывавший тему «физиков и лириков» в контексте достижений советской науки. На фото: работник лаборатории Вильнюсского университета в Литве. Фотограф: Анатолий Хрупов / Фотогалерея имени братьев Люмьер.
«Симфония №12», 1961 год. Этот портрет знаменитого композитора Дмитрия Шостаковича знаменует перемены в области советской портретной съёмки. Вместо того, чтобы сделать обычный снимок, фотограф Всеволод Тарасевич выяснил, где отдыхал композитор между выступлениями, и втайне от него отснял этот непостановочный кадр. Фотограф: Всеволод Тарасевич / Фотогалерея имени братьев Люмьер.
«Поединок», 1963 год. Хрущёвская оттепель 1960-х годов привнесла в фотографию новые веяния. Снимок из серии «МГУ» фотографа Всеволода Тарасевича. Фотограф: Всеволод Тарасевич / Фотогалерея имени братьев Люмьер.
«Обед Никиты Хрущёва и Фиделя Кастро в колхозе в Грузии», 1963 год. Кубинский лидер Фидель Кастро провёл в СССР более 38 дней, объехав за это время почти всю страну. Его визит широко освещался в советской прессе. Фотограф: Василий Егоров / Фотогалерея имени братьев Люмьер.
«Университетская гимнастика», Москва, 1973 год. Коллаж из четырёх снимков фотографа Александра Абазы превращает обычные гимнастические упражнения в алфавит жестов. Фотограф: Александр Абаза / Фотогалерея имени братьев Люмьер.
Фотография из серии «Сказки моря» литовского фотохудожника Виталия Бутырина, 1979 год. Фотограф: Виталий Бутырин / Фотогалерея имени братьев Люмьер.
«За кулисами большого балета», 1983 год. Снимок из серии работ Владимира Вяткина, принёсшей ему первую премию фотоконкурса World Press Photo. Фотограф: Владимир Вяткин / Фотогалерея имени братьев Люмьер.
«Страница армейского дневника», 1989 год. Вадим Гущин родился в 1963 году, и ранние годы его карьеры пришлись на период гласности и перестройки при Михаиле Горбачёве. В 1989 году он выпустил серию под названием «Страницы армейского дневника». Фотограф: Вадим Гущин / Фотогалерея имени братьев Люмьер.