Небольшой рассказ о фото-образе советской женщины. Здесь можно выделить два больших исторических периода: героический и лирический. Первый продолжался до середины 1950-х гг. Мейнстримом в то время был монументально-героический образ советской женщины – активной строительницы коммунизма: спортсменки, комсомолки, ударницы или даже воина. (19 фотографий)
См. также: Женщины с оружием в руках, Музей СССР. Поностальгируем?, СССР в фотографиях Жака Дюпакье
1. Работа Ивана Шагина «Физкультурники» 1933 г. пышет здоровьем и откровенной сексуальностью
2. Шагин вообще создал целую галерею героических образов современниц. Его знаменитое фото «Парад физкультурников на Красной площади» 1936 года – наиболее яркий пример образа женщины в фотоискусстве того периода.
3. «Метания копья» с почти античной натурой. Шагин, 1933 г.
4. Счастливая колхозница в работе Шагина «Новый урожай», 1933 г.
5. «Рабочий перерыв» Шагина 1933 г.
6. «Иконой» советского фотоискусства стал образ Лили Брик на снимке Родченко для рекламного плаката «Покупайте книги Ленгиза».
7. Сам плакат, который интерпретируется и в наши дни.
8. Помимо мейнстрима, в 1920-е гг. в СССР был и другой взгляд на женщину, например работы пикторалистов. Один из серии снимков «ню» Александра Гринберга, 1920-е гг.
К началу 30-х это направление было задавлено и ушло в
подполье, несмотря на то, что в живописи подобное изображение женщин оставалось частью мейнстрима весь сталинский период.
9. В многонациональном СССР фотоклассики не забывали и про «освобождённых женщин Востока». Наиболее замечательную работу в этой области представляет снимок Альперта «Джигитка» 1936 года.
10. Казахская трактористка (автор и год неизвестны).
11. По мере приближения войны советские женщины на фотографиях всё чаще предстают в военной форме. «Сталин на совещании жен командиров», Шагин, 1936 г.
12. «Ворошиловские стрелки в гостях у наркома обороны», Шагин, 1936 г.
13. Образ советской женщины в суровые годы войны – отдельная большая тема. Приведём здесь лишь один снимок Грачёва «Для фронта» 1942 г ода.
14. В период «оттепели» акценты советского фотоискусства поменялись, женский образ стал гораздо более лирическим, индивидуальным и многогранным, хотя фотографы все равно продолжали воспевать
женщину-труженицу, идущую в ногу с прогрессом. Вот несколько характерных снимков из журнала «Советское фото». “У доски”.
16. Комсомольская ударная стройка.
17. «Лаборантка», 1962 г.
19. «Грустный мотив», Баскаков, 1976 г.
Источник: aurora-cruiser