Нотр-Дам-де-Пари, или собор Парижской Богоматери, это старинный католический собор, который находится в самом центре французской столицы. Благодаря известному роману Виктора Гюго он овеян ореолом романтики, что, вероятно, и привлекает к нему толпы туристов. По туристической притягательности Нотр-Дам-де-Пари способен потягаться с Эйфелевой башней и Лувром.
Корреспондент ФотоТелеграфа прогулялся к собору и заглянул внутрь, чтобы понять, что же это за достопримечательность, и сегодня мы вам об этом расскажем. (29 фотографий)
См. также: Прогулки по Риму. Собор Святого Петра, Старые католические церкви, Гаргульи – страшные и ужасные
Один из самых известных символов собора. (© Вячеслав Лопатин / ФТ)
Собор Парижской Богоматери строился в течение трех веков – с 12-го по 14-й. Находится он на острове Ситэ, в самом центре Парижа, географическом и духовном.
В 1302 году в еще не достроенном соборе впервые собрались Генеральные Штаты — первый парламент Франции. В течение последующих веков собор служил местом проведения королевских бракосочетаний, императорских коронаций и национальных похорон. (© Вячеслав Лопатин / ФТ)
Честно говоря, собор, конечно, красивый, но таких во Франции, а уж в мире тем более, много. Ничего такого особенного при взгляде со стороны не заметно. Да и был он вполне рядовым историческим памятником, а обрел широкую известность и популярность лишь в 19-м веке, после выхода романа Виктора Гюго “Собор Парижской Богоматери”. Молодое поколение, мало читающее классику, узнало о соборе благодаря мюзиклу “Нотр-Дам-де-Пари”, поставленному в 1998 году. (© Вячеслав Лопатин / ФТ)
Собор пережил много актов вандализма. Поэтому в 19-м веке потребовалась его капитальная реконструкция. На фото вы видите галерею библейских королей, расположенную над порталами главного фасада. До Великой Французской революции здесь были статуи королей Франции. (© Вячеслав Лопатин / ФТ)
В ходе революции одним из первых декретов Робеспьера было объявлено, что если парижане не хотят, чтобы «твердыня мракобесия была снесена», то они должны уплатить Конвенту мзду «на нужды всех революций, какие ещё произойдут с нашей помощью в других странах». Собор был объявлен Храмом Разума.
В июле 1793 года Конвент объявил, что «все эмблемы всех царств должны быть стерты с лица земли», и Робеспьер лично распорядился обезглавить «каменных королей, украшающих церкви».
Собор был возвращён церкви и вновь освящён в 1802 году, при Наполеоне. (© Вячеслав Лопатин / ФТ)
Две башни главного фасада имеют наверху отличные смотровые площадки, куда можно подняться, отстояв на улице в немаленькой очереди и заплатив немного евро. Вход же в сам собор бесплатный. Он, кстати, действующий. (© Вячеслав Лопатин / ФТ)
Внутри собора полно туристов. Люди ходят, осматривают интерьер, многие садятся, чтобы насладиться величием и убранством храма, помедитировать или помолиться, в конце концов. (© Вячеслав Лопатин / ФТ)
Как и в других готических храмах, здесь нет настенной живописи, и единственным источником цвета являются многочисленные витражи высоких стрельчатых окон. (© Вячеслав Лопатин / ФТ)
Высота собора — 35 м, длина — 130 м, ширина — 48 м, высота колоколен — 69 м, вес колокола Эммануэль в восточной башне — 13 тонн. (© Вячеслав Лопатин / ФТ)
Значительная часть витражей выполнена в середине XIX века. Слева одна из двух боковых роз, диаметр которых составляет 13 метров – самые большие в Европе. (© Вячеслав Лопатин / ФТ)
Роза вблизи. При реставрации витражи окон предполагались сначала белые, но Проспер Мериме настоял на том, чтобы они были выполнены похожими на средневековые. (© Вячеслав Лопатин / ФТ)
Алтарь. В соборе хранится одна из великих христианских реликвий — Терновый венец Иисуса Христа. До 1063 года венец находился на горе Сион в Иерусалиме, откуда его перевезли во дворец византийских императоров в Константинополе. Балдуин II де Куртенэ, последний император Латинской империи, был вынужден заложить реликвию в Венеции, но из-за нехватки средств её не на что было выкупить. В 1238 году король Франции Людовик IX приобрёл венец у византийского императора. 18 августа 1239 года король внёс его в Нотр-Дам де Пари. (© Вячеслав Лопатин / ФТ)
Это, насколько я понял, могилы царских особ. (© Вячеслав Лопатин / ФТ)
Ежегодно собор посещают 14 миллионов человек, он является одним из самых известных памятников в Европе. (© Вячеслав Лопатин / ФТ)
Дальше мы с вами поднимемся на башни собора, чтобы полюбоваться окружающим видом и, конечно же, поглазеть на химер. (© Вячеслав Лопатин / ФТ)
Нотр-Дам-де-Пари не мыслим без химер, установленных на его башнях. Именно эти существа, страшные, загадочные и романтичные одновременно, придают собору оригинальность и притягательность. (© Вячеслав Лопатин / ФТ)
Многие ошибочно называют их гаргулиями, но это именно химеры – отдельные статуи мифических существ. Гаргулии же – это украшения торчащих балок и водостоков, выполненных в виде фантастических существ. Гаргулий в архитектуре Нотр-Дам-де-Пари тоже много. (© Вячеслав Лопатин / ФТ)
Туристы ходят по ярусу с химерами. (© Вячеслав Лопатин / ФТ)
“Это что еще там за фигня торчит на горизонте?!”
Когда построили Эйфелеву башню, парижане были недовольны, считая, что она уродует городской пейзаж. На этот счет даже существует крылатая фраза, приписываемая, кажется, Мопассану: “Самый лучший вид на Париж открывается с Эйфелевой башни, поскольку ее в этом случае не видно.” (© Вячеслав Лопатин / ФТ)
Вид на Париж с башни собора. Черный небоскреб – башня Монпарнас. Это единственный небоскреб, построенный в черте города, его высота 210 м. На верхнем этаже и на крыше есть смотровые площадки. Существует популярное ироничное высказывание, что самый красивый вид на Париж открывается с этой башни, поскольку… Ну, вы поняли. (© Вячеслав Лопатин / ФТ)
Как я уже говорил, известность собору принес роман Виктора Гюго “Собор Парижской Богоматери”, вышедший в 1831 году. Сам Гюго говорил, что целью романа было привлечение внимания к самому собору, который тогда собирались снести. (© Вячеслав Лопатин / ФТ)
Исторический роман Гюго изобилует фразами, ставшими популярными. Например: “Я предпочитаю быть головкой мухи, чем хвостом льва!” Или, “Каждая дурная мысль настойчиво требует своего воплощения.” (© Вячеслав Лопатин / ФТ)
“Не люблю я козлов за их бороду да за рога. Ни дать ни взять — мужчина.” Оттуда же. (© Вячеслав Лопатин / ФТ)
Красавцы. В Средние века химер на соборе не было. Поставить их, взяв за образец средневековых гаргулий, придумал реставратор, архитектор Виолле-ле-Дюк в 19-м веке. (© Вячеслав Лопатин / ФТ)
Наряду с “задумчивой” тоже очень популярная химера. Подходящая цитата из романа: “В жизни я не встречал такого великолепного уродства!” (© Вячеслав Лопатин / ФТ)
“Человек нуждается в привязанности, жизнь, лишенная нежности и любви, — не что иное, как неодушевленный дребезжащий, скрипучий механизм.” Тоже из романа. (© Вячеслав Лопатин / ФТ)
Вид крышу собора и Сену. Кстати, крыша выполнена из свинцовых плиток 5 мм толщиной, уложенных внахлестку, и вес всей крыши составляет 210 тонн. (© Вячеслав Лопатин / ФТ)
Вид на Париж сразу с двумя башнями – Эйфелевой и Монпарнасом. (© Вячеслав Лопатин / ФТ)
Ну вот и все. Будете в Париже, обязательно сходите сюда, оно того стоит. Удачи! (© Вячеслав Лопатин / ФТ)