Этой ночью, в 22.28 мск со стартовой площадки космодрома на мысе Канаверал состоялся запуск ракеты “Атлас” с марсианским зондом Maven. Через 52 минуты после старта разгонный блок “Центавр” вывел Maven на гиперболическую траекторию, зонд отделился от него и отправился в самостоятельное путешествие к Марсу, куда он прибудет 22 сентября 2014 года.
Программа Maven (Mars Atmosphere and Volatiles Evolution) стоимостью 671 миллион долларов станет первой попыткой прояснить судьбу марсианской атмосферы. (7 фотографий)
Согласно современным представлениям, в течение миллиарда лет после возникновения Марса его атмосфера была значительно более плотной и обеспечивала достаточно теплый и влажный климат на поверхности, то есть среду, где могла существовать жизнь.
Но в течение нескольких миллионов лет ситуация резко изменилась. Судя по всему, расплавленное ядро в центре планеты остыло и остановилось, а магнитное поле, которое оно создавало, исчезло. Поток заряженных частиц от Солнца начал быстро сдувать атмосферу, и в конце концов Марс превратился в сухую и холодную пустыню.
Однако многие детали этого процесса неясны, в частности, ученым нужно понять, какую часть атмосферных газов поглотили горные породы, а какая ушла в космическое пространство, неясно также, что происходит сейчас.
Орбитальный аппарат массой 2,5 тонны оснащен научными приборами, которые смогут с высокой точностью исследовать параметры потока солнечного ветра и галактических частиц на границе атмосферы и космоса, измерить уровень радиации, а кроме того — количество и состав атомов и ионов, покидающих Марс. Аппарат проанализирует химический состав верхней атмосферы.
Зонд Maven будет не одинок на околомарсианской орбите. Сейчас там работают европейский аппарат “Марс-Экспресс” (запущен в 2003 году), а также американские “Марс-Одиссей” (2001) и MRO (Mars Reconnaissance Orbiter, 2005). Если учесть, что через два дня после прибытия зонда Maven к Марсу должен добраться индийский “Мангальян”, на орбите будет столпотворение — пять орбитальных зондов сразу.
В 2016 году к этой компании присоединится посадочный зонд InSight, в 2018 году — европейский марсоход проекта “ЭкзоМарс”, а в 2020 году — новый и пока безымянный марсоход НАСА.
У новоприбывшего зонда впечатляющий размах “крыльев” — его солнечные батареи в развернутом состоянии простираются на 11,4 метра — длина американского школьного автобуса.
На борту аппарата будет три научных комплекса. Первый из них — PFP (Particles and Fields Package), предназначен для изучения солнечного ветра, ионов и заряженных частиц, магнитных полей и плазмы в околомарсианском пространстве. Второй комплекс приборов NGIMS (Neutral Gas and Ion Mass Spectrometer) будет исследовать газовый состав и ионы в марсианской атмосфере, а прибор IUVS (Imaging UltraViolet Spectrograph) будет исследовать газовый состав нижних слоев атмосферы, в частности, измерять концентрацию СО2.
Аппарат будет работать на экстремальной орбите — высота его полета над поверхностью Марса будет меняться с 6 тысяч до 150 километров. При этом ученые планируют, что зонд совершит пять еще более глубоких “нырков” — до 124 километров, для того, чтобы напрямую взять пробы и проанализировать газовый состав атмосферы.
Источник: ria