Пишет Александр Чебан: Ритуал кремации в индуизме – один из самых таинственных и непонятных, а поэтому притягивающий взгляд туриста. Будучи в индийском Варанаси, мы забрели в один из кремационных гатов, где к нам пристал один из местных хелперов и очень подробно рассказал о кремации, основах ритуала, о значении каждого из его элементов. Он провел между кострищами, показал дома ожидающих смерти, рассказал об отношении к смерти у индусов. Тогда же он сказал, что без проблем можно фотографировать, только не очень близко. Оплатой рассказа стало пожертвование “на дрова” для нуждающихся. Это была одна из самых интересных экскурсий, а Варанаси стал, наверное, самым интересным городов, из посещенных в Индии!
Но Варанаси я покажу в другой раз, сегодня хочу рассказать про один эпизод, отмеченный мной в Катманду. Что общего между ритуалом кремации и детьми?! (15 фотографий)
См. также: Ритуальная набережная Маникарника-гхат в Индии
Пашупатинатх — крупный храмовый комплекс индуизма, расположенный по обе стороны реки Багмати на восточной окраине Катманду. Пашупатинатх считается самым важным в мире святым храмом Шивы (Пашупати, царя животных, или, иначе, господина живых существ).
Это одно из обязательных мест для посещения в Катманду. Но излишняя коммерциализация, обилие торговцев, ряженые садху несколько подпортили впечателение…
Храмовый комплекс пересекает священная река Багмати. Вдоль реки расположены постаменты для погребальных костров. У храмов — дом ожидающих смерти, куда приходят старики и люди в терминальных стадиях болезни и живут там последние недели. К северу от моста сжигают представителей высших каст, специальный постамент – для членов королевского рода.
К югу от моста — постаменты для низших каст. Погребальный ритуал довольно сложен, правильное его исполнение способствует хорошему перерождению в следующей реинкарнации. После сожжения пепел сбрасывается в Багмати, в расчете на то, что впоследствии течение унесет прах усопшего в Ганг.
После того, как останки тела спускают в реку, туда устремляется детвора, которая, оказывается, занимается поиском украшений, золотых зубов и прочего… Будучи в Катманду, я думал, что они просто купаются, ведь купаются там везде. А это крупный местный промысел у бездомных детей.
В целом впечатление очень неоднозначное от этого места у меня. С одной стороны его обязательно нужно посетить, с другой – слишком тут много коммерческих элементов, которые, впрочем, соседствуют с традиционными обрядами и ритуалами.
И в качестве послесловия пару слов про процесс кремации.
Интеренет пестрит трешевыми картинками и плавающими трупами. Но на самом деле все выглядит совсем по другому! Это религиозный ритуал, это часть процесса реинкарнации и перехода из одного состояния в другое. Попробовав понять идею и значение каждого из этапов, на месте все воспринимается абсолютно нормально и естественно.