Пишет Сергей Доля: Последний день экспедиции стал самым тяжелым. До Певека оставалось 70 километров, которые мы ехали 17 часов. Поднялась пурга, ветер усилился до 23 метров в секунду. Видимость упала до 10 метров. Под Кукусиком вырос ледяной гробик и клиренс уменьшился до 2 сантиметров. В течение нескольких часов мы шли только на лебедке… (30 фотографий)
2. Перед пургой мы проехали интересное сооружение.
3. С дороги оно выглядело как дом из снега с окном.
4. Это оказалась сторожка дорожных работников. Они облепили ее снегом, чтобы было теплее.
5. Через 10 километров мы выехали на зимник Купол-Певек. Купол - одно из самых богатых месторождений золота в мире. Сами мы разрабатывать уже ничего не можем, поэтому продали его канадцам. Канадцы привезли сюда специальную машину и каждый год в течение месяца намораживают зимник изо льда. Он абсолютно ровный, как асфальт. После двух недель тряски по нашим российским зимникам выехать на него было счастьем.
6. Канадцы поставили кучу знаков. Этот зимник чуть ли не единственная частная дорога в России. Официальная дорога из Билибино в Певек идет правее от него, но все едут по канадской.
7. Через километров пять, после того, как мы выехали на канадский "асфальт", предвкушая, что в Певеке окажемся через час, поднялся ветер. Видимость упала метров до 50.
9. Температура за бортом была всего около - 20 °C, но при таком ветре она переносилась гораздо хуже, чем -50 на полюсе холода. Без горнолыжной маски на улицу никто не выходил.
10. Здесь, на Чукотке, я впервые в жизни надел горнолыжную маску. Ощущения странные. Когда я в ней выскочил на улицу, у меня было впечатление, что я в аквариуме. Глаза видят, что на улице пурга, снег летит в лицо, при этом ощущения, как будто я дома на диване смотрю сцены из очередного голивудского фильма-катастрофы.
11. Низовая пурга - очень интересное явление. Если поднять голову вверх, то небо синее. Светит солнце. Ночью видны звезды и северное сияние. При этом соседняя машина пропадает из видимости уже на 30 метрах.
13. Машины обрастают ледяной коркой.
14. Патрули поставили себе двойные лобовые стекла и между ними начал набиваться снег. Мы остановились, чтобы проклеить дырки изолентой, а заодно померили скорость ветра. Пока она была "всего" 13 метров в секунду:
15. На некоторых участках зимника переметов не было и мы разгонялись до 40 км/ч.
16. Но ненадолго. К ночи ветер начал усиливаться.
18. Многие спрашивали меня в комментариях к предыдущим постам дает ли мне tema порулить. За все время экспедиции давал всего три раза и все разы ночью, когда сам больше не мог физически и сваливался спать. Все остальное время я работал штурманом.
19. Поздно вечером и, особенно, ночью мы восхваляли канадцев за то, что они поставили столбики вдоль дороги через каждые 30 метров. Без них мы бы заблудились и потерялись. Ехали буквально от столбика к столбику.
20. Стемнело. Расстояние между машинами 5 метров, иначе фары теряются в темноте. По рации постоянно проверяли, все ли видят друг друга.
21. В какой-то момент мы потеряли столбики. Куда ехать стало непонятно и мы остановились. Померили скорость ветра - 23 метра в секунду. Это 82 километра в час. При такой скорости ветра на него можно спокойно "ложиться". Не видно вообще ничего. Дезориентация полная.
22. Выходить на улицу совсем не хотелось и Артемий Андреевич полез в багажник за консервами.
23. Через полчаса Ашот решил отъехать на 20 метров от нас "до ветра" (простите за каламбур) и наткнулся на столбик. Мы решили ехать дальше. Ночевать в этой пурге никто не хотел. До этой стоянки Кукусик подсел всего три раза. Мы уверенно шли по колее от патрулей, но пока мы стояли, к нам снизу прирос ледяной гробик. Клиренс сократился до трех сантиметров и ехать по целине на 31-х колесах за патрулями на 38-х стало практически невозможно:
24. Я пытался сбить его лопатой, но ничего не вышло. Лед был влажным, липким и твердым. Зато со шрусами в этот раз ничего не случилось.
25. Часа в два ночи мы услышали в рацию попутные Уралы. Нам оставалось 6 километров до бетонки, но предыдущие 6 километров мы шли уже часов пять, так что я связался с ребятами и попросил подстраховать нас до города. Северные люди путников на дороге не бросают и нас зацепили.
26. Когда уже светало пурга немного улеглась и где-то в километре впереди мы увидели огни. Это была дорога, на которой нас ждали наши попутчики. В это время у одного из Уралов сгорел стартер и он заглох. Нас отцепили и тянущий нас Урал поехал спасать другого. Я прошел пешком до бетонки и понял, что при определенной доле везения мы сможем там самостоятельно проскочить.
27. Обмундирование, которое лежало передо мной. Не надев все это, я дверь на улицу не открывал.
28. Финальная точка нашей экспедиции. Самый северный город России - Певек. Мы сделали это! В итоге все шесть тысяч километров, кроме последних шести, Кукусик преодолел сам, то есть мы проехали 99,9% самостоятельно и лишь последние 0,1% нас периодически поддергивали. Неплохо для стандартной машины на штатной резине.
29. В гостинице Певек мы провели с tema три дня, прежде чем улетели обратно в Магадан.
30. В следующем посте читайте о городе Певек и о том, как мы добирались до Магадана.