Пишет Дмитрий Чистопрудов: Судоподъёмник красноярского гидроузла на реке Енисей сооружён в 1976 году и запущен в эксплуатацию в 1982 г. Это единственный в России судоподъёмник. Он расположен в месте примыкания плотины Красноярской гидроэлектростанции (высота которой превышает 100 метров) к левому берегу реки Енисей. Судоподъемник в действии — невероятное зрелище. Особенно, когда стоишь под эстакадой, и махина в восемь тысяч тонн величественно проплывает над твоей головой, поливая водичкой из Енисея. (27 фотографий + видео)

Судоподъемник Красноярской ГЭС
1. Судоподъемник Красноярской ГЭС.
Судоподъемник Красноярской ГЭС
2. Строительство Красноярского судоподъемника началось в 1963 году и длилось почти десять лет.
Судоподъемник Красноярской ГЭС
3. Строительство было вызвано необходимостью восстановить судоходство по Енисею, прекращенное с возведением в русле реки плотины Красноярской ГЭС.
Судоподъемник Красноярской ГЭС
4. Красноярская ГЭС — вторая по мощности в России. Ее гравитационная бетонная плотина впечатляет — длина 1065 метров и высота 124 метра.
Судоподъемник Красноярской ГЭС
5. Судоподъёмник состоит из аванпорта, нижнего подходного канала, самого подъёмника и поворотного круга в верхнем бьефе. Внизу стоит баржа с первой партией тяжеловесных крупногабаритных узлов для гидроагрегатов Саяно-Шушенской гидроэлектростанции, которая расположена выше по Енисею.
Судоподъемник Красноярской ГЭС
6. Подъёмник представляет собой платформу, перемещающуюся по рельсовому пути, с шириной колеи 9 м, и имеющую зубчатое зацепление.
Судоподъемник Красноярской ГЭС
7. Каждый из рельсов колеи опирается на отдельную эстакаду. Движение осуществляется посредством электротяги (850 тонн).
Судоподъемник Красноярской ГЭС
9. Перепад уровней между нижним и верхним бьефом — 104 метра (больше, чем 30-этажный дом).
Судоподъемник Красноярской ГЭС
10. Скорость движения подъемника — 20 метров в минуту или 1,2 км/ч. Для масштаба, внизу стоят рабочие, на которых медленно съезжает 4500 тонны — это вес камеры без воды.
Судоподъемник Красноярской ГЭС
11. Для погрузки судна в подъемник, платформа опускается ниже уровня воды. Если вы захотите переправить свой кораблик через плотину Красноярской ГЭС, приготовьте 120 тысяч рублей.
Судоподъемник Красноярской ГЭС
12. Тяговые усилия для передвижения камеры по судовозным путям создаются с помощью 156 радиально-поршневых судомоторов мощностью до 75 кВт с расходом на 1 оборот - 16 л.
Судоподъемник Красноярской ГЭС
13. Заполнение судовозной камеры водой. Судоподъемник транспортирует суда грузоподъемностью до 1500 тонн, с габаритами 78х15 метров и осадкой в 1,9 метра.
Судоподъемник Красноярской ГЭС
14. Полная эксплуатационная длина с подводными участками — 1510 метров. Буксир заводит баржу с рабочими колесами гидротурбин в шлюз судовозной камеры.
Судоподъемник Красноярской ГЭС
15. Баржа заходит в камеру и поднимается вместе с водой, на плаву.
Судоподъемник Красноярской ГЭС
16. Баржа в камере. Все готово к подъему. Такое ощущение, что токоприемники сняли с вагона электрички )
Судоподъемник Красноярской ГЭС
17. Железнодорожный переезд. Снизу медленно ползет груженый подъемник. Я и Слава, задыхаясь и обливаясь потом, бегом-бегом меняем локации для съемки. Давно я так не бегал, да тем более, в горку.
Судоподъемник Красноярской ГЭС
18. Снова бегом вниз к эстакаде. Пошел дождь.
Судоподъемник Красноярской ГЭС
19. Я решил спрятаться от дождя под подъемником, но меня еще больше залило водой.
Судоподъемник Красноярской ГЭС
20. И опять пробежка обратно к переезду. Только там можно вплотную подойти к подъемнику, и никто не будет ругаться.
Судоподъемник Красноярской ГЭС
21. Слава и 8000 тонн.
Судоподъемник Красноярской ГЭС
23. Эстакада.
Судоподъемник Красноярской ГЭС
24. И снова вверх к поворотному устройству, которое предназначено для перевода судовозной камеры из одного бьефа в другой или на ремонтно-монтажную площадку.
Судоподъемник Красноярской ГЭС
25. Длина поворотного устройства - 104,6 м. Окружная скорость поворота по радиусу круговых путей — 20 метров в минуту.
Судоподъемник Красноярской ГЭС
26. В 2011 году ОАО "РусГидро" начало реализацию второго этапа восстановления Саяно-Шушенской ГЭС, в ходе которого в машинном зале станции будут установлены десять новых гидроагрегатов. 17 июня 2011 года первая партия тяжеловесных крупногабаритных узлов для гидроагрегатов СШГЭС была погружена в Санкт-Петербурге. Это три рабочих колеса гидротурбин, три маслованны подпятника и остовы роторов. Общий вес груза — 537 тонн.
Судоподъемник Красноярской ГЭС
27. Груз проследовал по Ладожскому и Онежскому озерам, через Беломорско-Балтийский канал вышел в Белое море, а далее, преодолев Северный морской путь, добрался до Енисея. В Красноярском речном порту оборудование было перегружено на речную баржу, которой было необходимо преодолеть судоподъемник Красноярской ГЭС. Что и было успешно осуществлено в день нашей съемки!