Метро прочно ассоциируется у нас со спуском под землю. Большая часть путей и самые красивые станции находятся именно в тоннелях. А насколько глубоко можно туда спуститься?
Парк Победы, Москва, 73 метра
“Парк Победы” – самая глубокая станция московского метрополитена. «Парк Победы» оказалась долгостроем: работы по ее строительству стартовали еще в начале 1990 года, но через несколько лет были приостановлены. Оба зала станции начали полноценную работу в 2003 году.
Залы оформлены зеркально: в северном белые пилоны оттеняются коричневыми путевыми стенами, а в южном зале все ровно наоборот. В торцах зала расположены панно работы одиозного скульптора Церетели, посвященные войне 1812 года и Великой Отечественной войне. Правда, второе из них демонтировали в 2015 году для строительства дополнительного выхода, так что работы у художественных критиков поубавилось.
Станция Алматинского метрополитена Абая, 78 метров
Станция расположена под пересечением проспекта Абая и улицы Фурманова. Открытие станции произошло 1 декабря 2011 года в составе первого пускового участка Алматинского метрополитена «Райымбек батыра» — «Алатау». Состоит из трех залов — центрального и двух боковых, которые образуют общую островную платформу шириной 15.2 м и длиной 104 м. Спуск-подъем на станцию по эскалаторам (4 ленты) высотой подъема 46.0 м, длиной 92.0 м. Является самой глубокой станцией в Алматинском метрополитене.
Вашингтон Парк, Портленд, 79 метров
В Портленде вместо метро скоростной трамвай, но глубина станции поражает. Станция построена в 1998 году и принимает поезда Metropolitan Area Express — одной из двух трамвайных систем города. Глубина залегания, как и в случае с «Арсенальной» в Киеве, обусловлена особенностями рельефа: «Вашингтон Парк» расположена под холмом.
Адмиралтейская, Санкт-Петербург, 86 метров
Из-за сложной геологии в Санкт-Петербурге 60 станций относятся к станциям глубокого залегания.
Адмиралтейская» должна была открыться в 1997 году, но начала полноценно работать лишь спустя 14 лет. История запуска «Адмиралтейской» весьма драматична, причем главные события разворачивались как раз наверху, а не на глубине. Более 10 лет «Метрострой» не мог выкупить и расселить жилой дом в Кирпичном переулке, чтобы построить на его месте торговый центр с вестибюлем станции. Несмотря на активное противодействие жильцов и комитета по охране памятников истории и культуры, в 2009 дом все же снесли, а в декабре 2011 станция приняла первых пассажиров.
Пухын, Пхеньян, около 100 метров
Пхеньянское метро точно является одним из самых глубоких в мире по средней глубине залегания. Он построен так намеренно: в случае ядерного конфликта станции и тоннели метро можно будет использовать в качестве убежища.
Арсенальная, Киев, 105.5 метра
Арсенальная стала одной из самых первых станций киевского метро. Построенная в 1960 году, она до сих пор остается и самой глубокой в мире. 105,5 метра от платформы до выхода на землю — такая глубина обусловлена особенностями киевского рельефа. Дело в том, что правый берег украинской столицы значительно выше левого. Линия метро, которая проходит по мосту через Днепр, упирается в кручу, и затем постепенно поднимается к поверхности.