Примерно в 35 км к северо-востоку от индийского г. Гая посреди абсолютно плоской желто-зеленой равнины возвышается невысокая скалистая гряда протяженностью около 3 км. В ее центральной части находится известная своими древнейшими в Индии рукотворными пещерами группа скалистых возвышенностей, которые называются Барабар. Примерно в полутора километрах от них на восток находится еще одно место расположения подобных пещер, относящихся к одному с Барабаром историческому периоду – скалистый холм Нагарджуни. Чаще всего оба эти места упоминаются под одним обобщающим названием: «Пещеры Барабар».
Одной из самых интересных особенностей этих скальных сооружений является то, что они не являлись ни буддистскими, ни индуистскими, ни джайнскими, а принадлежали несуществующей ныне шраманской секте философов-аскетов адживиков. Пещеры Барабар являются единственным сооружением, связанным с этой исчезнувшей религиозно-философской традицией. (21 фотография)
См. также: Подземные города Каппадокии, Пещерные храмы Эллоры
Пещеры датируются временем великой империи Маурьев: они сооружались в период правления императора Ашоки (268-232 до н.э.) и его преемника Дашаратхи (232-225 до н.э.). Наряду с двумя пещерами Сон Бхандар в Раджгире они являются самыми древними пещерными храмами Индии.
Первые три пещеры высечены в длинной округлой скале, вытянувшейся с востока на запад на 200 метров и удивительно похожей по своим очертаниям на гигантскую подводную лодку, всплывающую прямо из грунта. Горная порода скалы – гнейс (твердая метаморфическая порода, внешне и по своим свойствам очень похожая на гранит).
Дорожка ведет к северной стороне скалы, где расположена одна пещера – Каран Чаупар.
Не успел я удивиться и поразмышлять: в чем собственно суть этой простоты и зачем такое качество и такая точность, как уже стоял в пещере и ошеломленно крутил головой.
Пещера очень своеобразна, наверное ничего подобного среди культовых сооружений в мире нет: внутри ни одного рисунка, барельефа, статуи и т.п.
Вместо этого – помещение с идеально выдержанными геометрическими размерами и дивной полировкой (напомню, что все это высечено в гранитном монолите в 3-м веке до н.э.), при чем довольно внушительных размеров: длина: 10.4 м, ширина: 4.3 м, высота: около 3.3. м (стены 1.42 м и свод 1.84 м).
Из того, что пишут современные ученые, можно понять, что о самих адживиках известно очень мало, а об их ритуальных практиках – вообще ничего.
Еще две пещеры находятся на противоположной, южной стороне скалы. Чтобы попасть к ним надо подняться на гребень скалы по каменной лестнице, находящейся рядом со входом в Каран Чаупар, и спуститься на противоположную сторону.
На южной стороне скалы западная пещера, которая расположена почти симметрично относительно продольной оси скалы с Каран Чаупар, носит название Судама. Входом в Судаму является такой же простой и идеально прямоугольный проем, как и у Каран Чаупар.
Внутренняя планировка Судамы от отличается Каран Чаупар: пещера состоит из двух помещений. Первое – зал размером 10 на 5.8 м и высотой 3.6 м, восточная стена которого прямолинейная.
Западная же стена этого зала имеет форму выпуклой дуги с куполом. Стена имеет такую необычную форму потому, что повторяет контур находящегося за ней второго, круглого помещения диаметром 5.8 м.
Полировка в Судаме вероятно самого высокого качества среди всех пещер Барабара (а может быть лучше всех сохранилась), а сама пещера выглядит просто идеально.
Размеры пещеры из книги про храмы Индии.
Справа (к востоку) от Судамы находится знаменитая пещера Ломас Риши. «Знаменитая» потому, что единственная из пещер Барабара имеет резной входной портал, фотография которого является «визитной карточкой» пещер Барабара.
Ломас Риши, как и Судама, состоит из двух помещений (прямоугольного и круглого), но ее сооружение по каким-то причинам не было завершено, поэтому на плане второе помещение выглядит не круглым, а овальным – его просто не доделали.
Даже судя по неокончательным размерам (длина – 10-11.1 м, ширина – 5.2 м, диаметр круглого помещения – 5.2 м), можно судить, что Ломас Риши задумывалась как копия Судамы.
«Ашока степс» – ведущие от пещер к деревне тропинки-пунктиры из прямоугольных выемок, вырубленных на поверхности скал в те же времена, что и сами пещеры.
Мы оценили такие тропинки-пунктиры, когда в дождь обходили пещерный комплекс Канери вблизи Мумбая – без них перемещаться по скалам было бы просто невозможно.
Вишваджопри (Visva Zopri, Visvajhopri) – четвертая пещера из группы Барабар – находится примерно в полукилометре от первой пещеры – Каран Чаупар.
Сама по себе она большого интереса не представляет, т.к. является не просто незаконченной, а скорее «немного начатой».
Обращает на себя внимание прямой ровный угол потолка и боковой стены.
Тропинка от пещеры ведет вниз к началу лестницы, по которой мы начинали свой обход Барабара.
Пещеры Нагарджуни находятся в паре километров от Барабара.
Наверх к пещере ведет длинная крутая лестница, построенная уже в наше время.
Вход в пещеру такой же идеальный по качеству и простой по форме.
Слева на стене входного коридора находится знаменитая надпись периода Маурьев. Она гласит, что преемник Ашоки Дашаратха (Dasaratha) пожертвовал эту пещеру секте адживиков.
Внутри Гопи очень похожа на пещеры Барабара, единственно можно отметить сохранившуюся на полу полировку и несколько большие размеры. Пещера имеет длину 14.2 м, ширину – 5.9 м и высоту – около 3.2 м. Обе боковые стены – полукруглые.
К северу от пещеры Гопи находятся еще две пещеры группы Нагарджуни, но ничем для праздных туристов они не примечательны.
Источник: my