Пишет Сергей Доля: Продолжение поста о буддийском монастыре.
От трассы до буддийского комплекса нужно было пройти 6 километров пешком. Поначалу меня это напрягло, но потом я прикинул, что обычным темпом дойду за час с небольшим. Ну, ничего, решил я, прогуляюсь по морозу. А потом еще выяснилось, что монастырь находится на высоте 600 метров – это уже напрягло больше, но отказываться было поздно… (35 фотографий)
“Восхождение” к монастырю начали от деревни Косья.
В начале пути я увидел тропинку не то от снегохода, не то от автомобиля. Позже я узнал, что это следы от санок: в монастыре есть собаки, на которых послушники поднимают в гору продукты и разный скарб. Местные жители иногда оставляют что-то прямо на снегу, а ребята потом собирают это по пути.
Вместе со мной шли несколько человек, включая Ламу Докшита, настоятеля монастыря Шад Тчуп Линг. Он возвращался из Екатеринбурга, где лечил зубы. Вся компания поднималась довольно бодро и, вскоре, мы отстали. Вернее, я. Во-первых, было очень трудно идти, во-вторых, с непривычки и холода я быстро устал. Шесть километров дались за три часа и пришли мы затемно. Хорошо, что Лама был рядом и останавливался вместе со мной, когда я выдыхался.
Часто на встречах с читателями меня спрашивают: были ли у вас опасные ситуации в жизни? Сейчас могу сказать точно, одна из них случилась в тот вечер на горе. Дорога шла вверх, при каждом сходе с тропинки я проваливался в снег по колено, каждое движение давалось с трудом. Под конец я уже считал шаги: пятьдесят шагов – перерыв, пятьдесят шагов – перерыв.
– Вот же дурацкая ситуация, – сказал я, упав на колени после того, как мы прошли где-то 2/3 маршрута – еще вчера бежал по городу с факелом, жил в гостинице, а сейчас еле иду непонятно куда с ребятами, с которыми познакомился случайно по интернету. Будет глупо умереть здесь, но воля итак уже давно была собрана в кулак, но сил от этого больше не становилось. Хотелось упасть без сил и замерзнуть, так как даже МЧС не успеет прийти на помощь.
Несколько слов о том, как появился этот монастырь.
Лама Докшит (означает защитник) – бывший военный. Его учитель – Дарма Доди Жалсараев – жил в Бурятии. Однажды учителю приснился красивый монастырь на горе под названием Качканар. Утром он позвал Ламу Докшита и рассказал о своем сне. Они начали искать гору с таким названием и обнаружили ее в 5500 километров от Бурятии в самом центре Урала. Там Лама Докшит и начал строить монастырь в 1995 году.
На данный момент монастырь готов на 30 процентов (в соответствии с тем, что видел Дарма Доди Жалсараев)
Это внушительный комплекс строений, правда, зимой большая часть из них не отапливается. В отсутствии электричества (есть лишь бензиновый генератор) и в целях экономии топлива обогревают только три комнаты. Основное помещение днем служит, как храм, где послушники проходят практику перед алтарем, во время трапезы сюда заносят столы, а ночью оно превращается в спальню.
Вытягивать ноги в сторону алтаря нельзя, поэтому все старались сесть к нему спиной.
Сейчас в монастыре семь послушников не считая Ламы, которые проходят практики, работают по хозяйству и выполняют разные обеты. Кто-то живет уже четвертый год, кто-то пришел месяц назад.
Отогревшись, собрался с силами и вышел сфотографировать лес. В комнатах было очень жарко – градусов, наверно, 35, – отчего объективы моментально запотевали. На моем ширике сконденсировалась влага внутри объектива (видно по смазанному ореолу фонарей в центре кадра), поэтому до конца пребывания я снимал на 24-70.
Как я уже говорил, наша “спальня” являлась так же главной комнатой монастыря с алтарем (спали головой к алтарю). Долго не мог заснуть при такой плотности соседей.
На следующий день, познакомился ближе с обитателями и бытом Шад Тчуп Линг.
Каждый день в монастыре назначается дежурный. Он просыпается раньше всех, растапливает печь, готовит еду и убирает со стола. Стол, надо сказать, довольно скуден – ребята довольствуются тем, что подают местные жители и привозят туристы.
На плите постоянно стоят чайники с чаем. В белых – черный чай, в остальных зеленый. При таких холодах кипяток отлично согревает, все его пьют постоянно.
Аня – одна из послушниц. Хорошо знает английский и проводит экскурсии всем туристам. Как и положено монахам бреет голову.
До завтрака послушники уделяют время практикам.
С водой отдельная история. Ручья или источника на горе нет. Летом ребята собирают дождевую воду, зимой – поднимают из специальной ямы-колодца.
Тут содержат животных – собак, корову, козу.
Корова в монастыре первую зиму. Запас сена, которого по идее должно было хватить до весны, кончился уже сейчас. Ребята теперь ломают голову, как кормить корову.
Фундамент для будущей стати Будды.
Баня. Топят дважды в неделю.
Останки автомобилей – в хозяйстве все сгодится.
Этот стенд встречает гостей монастыря. На нем написаны правила поведения, есть барабаны с молитвами и рында-звонок.
По сути, большую часть из того что есть построил один Лама Докшит – послушники и друзья монастыря присоединились позже.
Если приглядеться, в качестве утеплителя зданий используют городские рекламные растяжки. Кстати, самый ценный подарок, который могут сделать гости монастырю – привезти бензин и профессиональную монтажную пену. Только она защищает от продувания постройки при таких морозах.
Тем временем вниз снарядили дежурный десант с собаками, чтобы поднять запасы.
В советское время была норма: одна ездовая собака может тащить на себе 30 кг веса. Однако, поскольку тут всю дорогу собаки бегут в гору, нагрузку уменьшают вдвое. В монастыре 11 собак и 2 санок (большие – на 7 псов и маленькие – на 4).
Токарный станок. Весит полторы тонны: чтобы его дотащить на гору, ребята разбирали его по винтикам и поднимали частями. В процессе транспортировки одна из частей куда-то потерялась и сейчас станок стоит в нерабочем состоянии.
На сегодняшний день добытчики руды подбираются к горе, на который стоит монастырь. Лама с учениками постоянно воюют и судятся с компанией, объясняя, что это святое место. Эта ситуация сильно напомнила мне историю из Аватара, когда пришли люди и им было плевать, что это место святое для местных жителей. Их интересовали только запасы полезных ископаемых, которые находились под их жилищем.
Наконец, пришло время возвращаться в деревню.