Пишет puerrtto: Путешествуя на автомобиле по юго-восточной Турции, в особенности в приграничных с Сирией районах и городах Мардин, Мидьят, Джизре, Нусайбин, меня не оставляло ощущение, что мы ездим по… гигантскому кладбищу. Дело в том, что практически в каждом из упомянутых городов вы найдете множество заброшенных церквей, причем многие из них превращены в мечети. Кроме того, чуть отдалившись от главных дорог вы встретите огромное число “мертвых” христианских деревень, давно покинутых жителями. Плюс многочисленные заброшенные кладбища с нетипичными для Турции крестами на надгробиях. (13 фотографий)
Когда я впервые оказался в этих краях в 2010 году, двигаясь в Иракский Курдистан, я ошибочно решил, что речь идет об армянских населенных пунктах, опустевших после геноцида, учиненного турками в 1915-1920 годах.
Но в данном случае это не армяне, а ассирийцы – одни из древнейших христиан, родина которых Ниневия (северный Ирак) и северо-восток Сирии. Практически все они были вырезаны турками в тот же период, что и армянское население; в общей сложности от примерно миллиона ассирийцев, проживавших на востоке Турции в начале XX века, сегодня осталось чуть более 3 тысяч. Около 500 тысяч ассирийцев были жестоко убиты турками, а остальные бежали в Иран, Сирию, в Европу и даже в Российскую империю. Примечательно, что активное участие в резне принимали курды, те самые, что сегодня сами ведут вооруженную борьбу с Турцией за независимость. Но в те годы общая ненависть к христианам в лице Российской империи даже сплотила турков с курдами, ведь в армянах и ассирийцах они видели союзников (чаще всего мнимых) своего могущественного северного соседа.
Ранее я уже рассказывал про такие некогда христианские города, как Мидьят и Мардин. Сегодня мы поговорим про брошенные деревни и монастыри в турецко-сирийском приграничье. Если вы прокатитесь по дороге между Мардином (Mardin) и Мидьятом (Midyat), сделав небольшой круг через Савур (Savur), то подобных брошенных городов встретите много.
Не правда ли, яркая детская площадка выглядит странно на фоне городка, все жители которого были убиты еще в 1915 году? Вероятно, что с формальной точки зрения Турция считает эти населенные пункты жилыми и для галочки тут строятся детские площадки
Сейчас в этих местах никто не живет, часть домов превращена в сараи, где турки из близлежащих деревень держат баранов.
При этом, некоторые церкви поддерживаются в должном состоянии и там хотя бы раз в год бывают службы, для чего сюда приезжают, насколько я понимаю, оставшиеся ассирийцы, живущие в соседнем Мардине.
Как-то печально, согласитесь.
К счастью, далеко не все связанное с ассирийцами заброшено и разрушено. Несколько больших и красивых монастырей функционируют на постоянной основе по сей день, например монастырь Святого Гавриила (Мор Габриэль), что в 20 км восточнее Мидьята на трассе в Джизре.
Монастырь открыт для посещений ежедневно с 10 до 15 часов, вход абсолютно бесплатный. С высокой долей вероятности вы окажетесь тут единственными туристами, ибо места нехоженые и массовому туризму недоступные.
Монастырь основан в 397 году, с тех пор не раз разрушался и отстраивался вновь. В настоящее время это крупнейший функционирующий ассирийский монастырь в мире; здесь проживают около 30 монахов, и именно здесь расположена резиденция ассирийского архиепископа Тур Абдина.
К сожалению, даже остатки былого величия ассирийской общины не дают покоя местным курдам и туркам. В конце 90-х годов жители близлежащей курдской деревни Челеби потребовали вернуть им земли, на которых построен монастырь. По мнению курдов, ранее на месте монастыря стояла мечеть и земля принадлежала некоему курдскому клану, от которого происходят жители этой деревни. Деревенские неоднократно вырубали монастырские сады и виноградники, чтобы вынудить ассирийцев покинуть монастырь. Дело дошло до разбирательства в суде соседнего города Мидьят, где активисты правящей исламистской партии “Справедливости и развития” (премьер Эрдоган является выдвиженцем этой партии) однозначно поддержали курдов в их намерении изгнать оттуда монахов и вернуть земли их деревне.
Попытки турков и курдов конфисковать монастырские земли привлекли внимание европейцев, дело дошло до того, что было сорвано очередное заседание совместной комиссии Турция-ЕС по ассоциации и членству в Евросоюзе. Тем не менее, суд в Мидьяте постановил в 2011 году конфлисковать у монастыря их земли и передать ее в пользу курдов, высший суд в Анкере это решение утвердил. Однако 30 сентября 2013 года (всего за 2 недели до нашего приезда в монастырь) Эрдоган неожиданно дал указание вернуть все конфискованные земли монастырю, в результате чего все судебные решение потеряли свою силу. Пока что монахи не вполне уверены, что будет дальше, ибо их и без того сложные отношения с местными курдами могут стать еще хуже. С другой стороны, Эрдоган, явно не желая портить отношения с ЕС из-за нескольких гектаров земли, по крайней мере спас монастырь от закрытия.
Кстати, угадайте, на каком языке я общался с ассирийскими монахами? Подсказываю: я не говорю на турецком, а они не знают английский. Ну, какие варианты? Думаю, что угадать будет сложно, ибо для этого надо специально взяться за изучение особенностей арамейского языка. В двух словах, арамейский и иврит относятся к одной языковой группе, имеют общие корни и массу общих слов и выражений. Более того, на основе именно арамейского языка воскрес язык иврит, который до конца 19 века был мертвым языком. Слушайте, это было удивительно и прям-таки мистически общаться с ассирийскими монахами на плюс-минус общем языке!