Вы наверное уже все знакомы с этим величественным сооружением древности. Пусть не «лично», но в интернете многое смотрели и читали. Давайте освежим свою память самыми эффектными видами этого памятника архитектуры.
Город Петра в Иордании находится в сердце пустыни. Это место является наследием древнейшей культуры. Построенный более двух тысяч лет назад, он представляет огромную ценность для почитателей древней архитектуры и искусства. (40 фотографий)
«Этот розово-красный город, вполовину вечности древе» — строчки эти принадлежат Дж. У. Бэргону, английскому поэту XIX века. Увы, описание Петры, данное автором этих слов не совсем соответствует действительности, что признал и сам автор, когда несколько лет спустя посетил Петру: не розово-красный, да и не совсем город. Огненные стены Петры скорее являются частью гигантского некрополя, чем местом, предназначенным для жизни людей.
Петра — иорданский город, расположенный в 262 км к югу от Аммана. Он находится в двух часах езды от Акабы. Особенность города составляет его удивительное местоположение в самом «сердце» пустыни. Он расположен в горах и тянется вдоль долины реки Вади Араба, от Мертвого моря до залива Акаба на Красном море.
Петра до сих пор является пристанищем бедуинов. На своих лошадях и верблюдах они сопровождают посетителей в путешествии по древнему городу.
Для того чтобы добраться до города, туристы идут пешком или едут на повозках с лошадьми через «Сик» — внушительный разлом в Нубийском песчанике. Это извилистый излом, длиной в один километр, среди нависающих отвесных скал. Последний поворот — и из мрака возникает величественная Петра и первый на пути монумент Эль Казнех — Сокровищница, вырезанная из скал. За Эль Казнех возникают высеченные из скал и построенные здания, будто парящие храмы, римский театр на 3000 человек, небольшие дома, усыпальницы, каналы и резервуары, бани, рынки, арочные ворота, улочки.
В 15 минутах езды от Петры находятся найденные археологами деревни, основанные 8000 лет назад в каменном веке. Здесь можно погулять по древним улицам, среди остатков поселений библейского Эдомита или исследовать развалины крепости римских легионеров в Удру.
Бедуины лет 50 назад искренне верили, что Петра была построена древнеегипетскими фараонами. Сегодня мы знаем, что египтяне не имели к строительству этого фантастического города никакого отношения. Это сделал другой, не менее таинственный народ, достигший недосягаемых архитектурных высот — набатеи.
История Петры насчитывает как минимум 4000 лет. Ещё до Исхода эти места отошли государству эдомитов, остатки поселения которых были найдены на одной из самых высоких и недоступных гор — Джебель Умм Аль-Бияра, расположенной в самом центре Петры. Впоследствии эти места были заселены набатеями — древним арабским племенем, владения которого простирались от Синайского полуострова до нынешней Южной Сирии. То, что открывается взору путешественников сегодня, и есть древняя столица Набатейского царства.
О набатеях сегодня известно немного. Сами они не оставили о себе никаких письменных свидетельств. Все, что мы знаем о них — это истории, рассказанные заезжими путешественниками многие сотни лет назад, или скудные данные археологических раскопок. Кстати, сегодня в Петре подробно исследовано около пятнадцати процентов территории. Так что неизвестно, какие еще открытия ждут нас в будущем. Хотя вряд ли эти раскопки прольют свет, скажем, на происхождение набатеев. Одни считают их простыми кочевниками, осевшими в этом удобном месте (с давних пор здесь проходили главные караванные маршруты, соединявшие Европу, Азию и Африку). Другие не соглашаются с этим, указывая на слишком уж обширные познания набатеев в области земледелия и орошения, что совершенно не свойственно кочевникам.
Город мертвых.
Основное место, давно облюбованное кладоискателями, — Аль Хазне. В переводе с арабского — казна или сокровищница. В поисках золота бедуины даже расстреляли из ружей фасад здания. Интересно, что верхушку этого здания венчает большой каменный горшок. Местные жители не могут понять, зачем понадобилось украшать величественное здание обыкновенным горшком, место которому в гончарной мастерской. Среди бедуинов ходит легенда, что в нём как раз спрятаны древние сокровища. Говорят, что в горшок стоит удачно попасть, и тогда меткого стрелка буквально осыплет золотом и драгоценными камнями. Но это лишь легенда.
Этот древний чудо-город простирается вдоль извилистой долины, образовавшейся среди скал, на месте, бывшем в глубокой древности руслом реки. Вытесанные в скалах ступеньки ведут к неисчислимому количеству сооружений — монументов, некрополей, водохранилищ, алтарей. До наших дней сохранилось более восьмисот памятников Петры.
Набатеи — народ арамейского происхождения, населявший северную часть Аравийского полуострова. Набатейская государственность сложилась под влиянием греков, которые активно селились в Сирии, Иудее, Египте — тех областях, которые непосредственно примыкали к Аравии. Отношения с греками не всегда были мирными — первое историческое упоминание набатеев датируется 312 г. до н.э., когда этот семитский народ оказал ожесточенное сопротивление ливанским грекам, за которыми стояли диадохи Александра Великого. Борьба шла за Петру (в переводе – «Скала») важнейший перевалочный торговый центр из Красного моря. В результате этой войны сложилось так называемое Набатейское царство со столицей в той самой Петре. Территория царства включала в себя территорию современных Иордании, частично Израиля и Египта, а именно Синайский полуостров, Палестину, восточную часть Красного моря, на севере простиралась до границы с Сирией по линии Тир — Дамаск.
Географическое положение Царства набатеев было настолько удачным, что их независимость была лишь вопросом времени. На карте красной чертой обведена его примерная территория. Краеугольным камнем процветания этой земли была посредническая торговля между странами из дальней Азии — Китаем, Индией, Индокитаем и набирающей силу сверхдержавой запада — Римской Республикой (позднее — Империей). Этот путь товаров был таков: морским путем до порта Аила в Красном море, откуда до столицы Набатейского царства Петры. Эта дорога была очевидно наиболее интересной для торговцев, так как они платили таможенный сбор только один раз — набатеям в Петре, перегружали товар в Газе (Gaza) или Риноколуре (Rhinocolura) на берегу Средиземного моря и доставляли его далее по всему западному миру. Набатеи брали portarium в размере 25%. И это было по-божески. Царство процветало, купаясь в роскоши.
Но растущая политическая и экономическая сила набатеев стала беспокоить Рим. И после смерти последнего набатейского царя Раббела II в 106 году н.э. римляне полностью утвердились в набатейском государстве, назвав его Аравийской Петреей. Петра, однако, сохранила относительную автономию, получив статус метрополиса.
Шли годы, проходили века, менялся мир. Вдоль побережья Аравийского Полуострова набирала силу морская торговля, В Сирии расцвел новый мощный коммерческий центр — Пальмира. Старые торговые пути были смещены, и неожиданно Петра оказалась не у дел. Коммерция становилась для набатеев все менее прибыльной, их столица хирела… И вот в IV веке н.э. город покинули его жители. Историки и археологи не могут назвать конкретную причину этого исхода. Археологи почти не находят при раскопках в Петре материальных ценностей И Монет, и это говорит о том, что набатеи покидали свою столицу неспешно и организованно. Больше об этом ничего не известно.
С этого момента цветущая прежде Петра оказалась «городом мертвых», затерянным в песках.
Город розовых скал стал известен современной цивилизации лишь в 1812 году, когда один неугомонный швейцарец, которому не было дела до прожектов Наполеона в Европе, отправился специально в палестинские края, чтобы посмотреть, что там находится.
Существуют две различные версии открытия этого удивительного творения. По одной, Иоганн Людвиг Буркхардт, как звали швейцарца, никакой Петры вовсе не искал, а искал он могилу пророка Аарона, которая находится на горе как раз на территории нынешней Иордании.
Он отправился вместе с караваном от Дамаска до Каира. В конце августа 1812 г. путешественник оказался недалеко от предполагаемого места расположения Петры. Поскольку он прекрасно говорил по-арабски, был одет, как кочевник, ему не составило особого труда упросить местных арабов отвести его на могилу пророка Аарона, погребенного, по преданию, на вершине одной из гор. Бедуины повели его в горы. Издали скалы казались совершенно непреодолимыми, но при подходе к ним в одной из скал внезапно обнаружился узкий проход в глубокое ущелье — Сик. После двадцатиминутной прогулки по дну извилистого каньона взору изумленного швейцарца открылись грандиозные развалины мертвого города, в которых он опознал Петру — потерянную столицу набатеев. Буркхардт оказался первым европейцем за последние шестьсот лет, который увидел это чудо света.
Он сделал массу рисунков, находясь в городе, и, приехав в Европу, открыл первую рекламную кампанию в честь Петры. По другой версии, Буркхардт слышал ранее о существовании этого странного, таинственного города в скалах. Но он знал также, что местные жители не то что бы неохотно допускают туда чужеземцев, но просто прячут город от глаз посторонних. Поэтому Буркхардт якобы придумал такую версию, что ему очень хочется попасть на гору, зная, что кратчайший путь к горе лежит как раз через Петру.
К городу ведет «тайный путь» — ущелье Сик. Проход через Сик, который мы совершили рано утром, стал для нашей туристической группы одним из самых сильных переживаний. Узкий, не более пяти метров шириной, извилистый, длиной около полутора километров проход с двух сторон закрывают отвесные скалы песчаника, удивительных розовых оттенков, подсвеченные утренними лучами Солнца, достигающие 90 метров в высоту. Стены Сика испещрены письменами — здесь можно увидеть надписи на всех Древних языках Старого Света. Их оставляли купцы, посещавшие Петру в пору ее расцвета.
Снизу видна лишь узенькая полоска неба. Гид не предвосхищает событий, держа в тайне момент появления Петры.
И в конце ущелья мы оказываемся захваченными небывалым зрелищем – взору открывается главный памятник Петры, Казнат эль Фарун –«Сокровищница Фараона». Это один из ярчайших примеров набатейского искусства резьбы по камню. Богато украшенный резными изображениями, сорокаметровый фасад увенчан огромной урной — древним символом богатства.
Несмотря на два крупных землетрясения, случившихся в Петре еще в древности, многое из созданного набатеями сохранилось. Взору современных туристов Петры предстает зрелище небывалой красоты. Кажется, что резные фасады, будто оживающие прямо в скалах, отражают архитектурные стили всех соседей Набатейского царства, и в то же время они неповторимы. Глядя на монументы, скульптуры, колонны, арки и амфитеатр, также вытесанный из цельной скалы, в котором помещалось до 3 тыс.человек все больше начинаешь верить в колдовские чары, создавшие этот город.
Набатейское царство просуществовало много веков, в течение которых его столица, Петра, приобрела широкую известность как центр высокоразвитой культуры, архитектурный шедевр и в целом гениальное сооружение. В конце концов, царство набатеев было завоевано римским императором Трояном. В 106 году н. э. Петра вошла в состав Римской империи. Она приобрела форум, термы, театр и все другие составные римской цивилизации. С ростом Пальмиры изменились и торговые пути, и Петра снова была забыта. В течение долгих столетий она была известна только местным племенам, а им было вовсе не трудно держать от нее на расстоянии любопытных чужеземцев.
Во времена господства арабов и крестовых походов город уже был мертв. И лишь поиски сокровищ, которые должны были быть спрятаны где-то здесь, продолжали манить сюда самых разных авантюристов. С той поры на главном символе Петры — Казне остались многочисленные следы от пуль. Бедуины считали, что если попасть в нужное место, то на них прольется золотой дождь. Увы, он не пролился, хотя кто знает, может быть, они просто стреляли не туда, куда надо. Вполне возможно, что фантастические набатейские сокровища еще лежат где-то в этих розовых руинах. Ведь никто никогда не видел, чтобы из города вывозили ценности.
Раньше думали, что Петра была когда-то городом, но теперь известно, что это был скорее некрополь, вырубленный в скалах на высоте 900 метров над уровнем моря. Некоторые гробницы представляют собой классические образцы искусной детальной работы, другие отличаются типичными набатейскими декоративными.
Город был потерян историей в течение многих веков и обнаружен лишь в XIX веке. Предания о затерянном среди скал и песков древнем набатейском городе будоражили сознание европейских ученых и путешественников еще со времен крестоносцев. Эти земли в Средние века контролировали свирепые бедуинские племена, а потому их недоступность еще больше подогревала воображение. Отдаляясь во времени, Петра все больше и больше обретала призрачные черты Эльдорадо, мифического рая.
Несмотря на то, что, прежде всего Петра — это город-некрополь, в лучшие времена здесь жили, по крайней мере, 20 000 человек. Просто дома, расположенные на равнине, не сохранились до наших дней. Зато до нас дошли постройки римских времен, говорящие о том, что некогда жизнь в Петре била ключом. Это и центральная мощеная улица, колонны, триумфальная арка, руины некоторых других сооружений. Великолепный театр на три тысячи человек к этому ряду не относится, поскольку он был возведен задолго до прихода римлян и, по всей видимости, использовался набатеями в ритуальных и религиозных целях. Сказать точно, что происходило на сцене это театра, невозможно. Как уже говорилось, письменных свидетельств не осталось, так что остается только строить всевозможные догадки. По этой же причине не следует удивляться некоторым загадочным названиям в Петре: Храм крылатых львов, Дворец дочери фараона, Джинновы глыбы, Казна фараона. Все они были придуманы намного позже, когда от набатеев не осталось и следа. Те, кто давал подобные названия, руководствовался при этом не надежными источниками, а своими собственными весьма субъективными впечатлениями.
На осмотр Петры уйдет много времени: здесь около 800 достойных посещения объектов.
Сокровищница, или эль-Хазне — памятник, наверное, самый знаменитый в Петре, хотя его стиль скорее можно назвать классическим, чем набатейским. В урне, венчающей верхнюю часть фасада, по всей вероятности, когда-то раньше хранились сокровища фараона. Очень многие прежние посетители старались лишить этот сосуд предположительно хранившихся в нем богатств. За этой сокровищницей открывается сама долина и целый ряд скальных гробниц из песчаника. Там, где скальные рельефы подверглись сильному воздействию ветра, они осыпались до неузнаваемости.
Территория Петры до сих пор не полностью изучена учеными. Не исключено, что в ближайшем будущем миру будут представлены настоящие сенсации. Пока же сведения собираются по крупинкам, шаг за шагом делая все более понятной историю города и его некрополя.
В настоящее время Петра находится под охраной ЮНЕСКО.
Сегодня основное занятие местных жителей-бедуинов — торговля. Они торгуют в основном кустарными сувенирами для туристов, не представляющими художественной или иной ценности. А их предки не разменивались на торговлю безделушками и самодельным ширпотребом, предпочитая товары из золота, серебра, драгоценных камней.
В городе то тут, то там откапывают небольшие кувшины с сокровищами. В сувенирных лавках можно купить украшения — браслеты, ожерелья — со стилизованными под старину монетами. Да и туристы постоянно находят в песках что-нибудь античное — осколки глиняной посуды, погребальных урн. Тех, кто серьёзно интересуется нумизматикой, отправляют к чёрным археологам, несмотря на то, что нелегальная археология в Иордании сурово наказывается. Однако трудно удержаться, когда где-то рядом прячутся тайники, и никто не хочет верить, что в таком богатом городе не осталось настоящих сокровищ.
Основное место, давно облюбованное кладоискателями, — Аль Хазне. В переводе с арабского — казна или сокровищница. В поисках золота бедуины даже расстреляли из ружей фасад здания. Интересно, что верхушку этого здания венчает большой каменный горшок. Местные жители не могут понять, зачем понадобилось украшать величественное здание обыкновенным горшком, место которому в гончарной мастерской. Среди бедуинов ходит легенда, что в нём как раз спрятаны древние сокровища. Говорят, что в горшок стоит удачно попасть, и тогда меткого стрелка буквально осыплет золотом и драгоценными камнями. Но это лишь легенда.
Неподалеку имеется полукруглый театр, вмещавший до 3000 человек. На хребте над ним – прямоугольный двор с каменным алтарем. На западном краю ущелья-вади помещаются т.н. «обелиск», «урна», «коринфская» и «трехэтажная» гробницы. Посреди долины – там, где находилась большая часть города набатейской эпохи, – сохранился лишь один храм, представляющий собой обширное квадратное здание с массивными каменными стенами и относящийся, по-видимому, к римской эпохе. На плато немного восточнее расположен храм эль-Дейр, как и эль-Хазнех, целиком вырубленный в скале, но вдвое превышающий его по высоте. По другую сторону Вади-эс-Сийяф возвышается гигантский скальный массив Умм-эль-Бийяра; возможно, именно он фигурирует в Библии под названием «Села». В надписях из Петры в качестве набатейских божеств упомянуты бог Душара (Дусар) и богиня аль-Уцца.
Город занимает защищенную скалами долину, лежащую на высоте 850 м над у.м., на горном массиве к востоку от Вади-эль-Араба, высшей точкой которого является гора Джебел-Харун. С востока в долину ведет русло Вади-эль-Муса, пролегающее через ущелье эс-Сик, а затем через Вади-эс-Сийяф и впадающее на востоке в Вади-эль-Араба.
Сохранившиеся до наших дней сооружения Петры включают вырубленные в скалах храмы, жилища, гробницы, водохранилища, акведуки и алтари. Если приближаться к городу по теснине эс-Сик, первым открывающимся взору крупным памятником оказывается эль-Хазнех – находящийся в цельной скале храм с двухъярусным фасадом высотой ок. 20 м.
Но где же тогда сокровища, которые, несмотря на все попытки, так и не удаётся найти, и были ли они вообще? Заместитель директора Института востоковедения РАН по научной части доктор экономических наук Владимир Исаев считает, что с учётом положения Петры в древнем мире в ней по определению должны были храниться несметные богатства. Однако учёный предположил, что их давно разграбили. Той же версии придерживается и искусствовед Лев Масиель Санчес. Он уверен, что ценности постепенно уносили с собой сами жители Петры, покидающие вымирающий город, после того как в III веке основные торговые пути стали смещаться на север, в Пальмиру.
Источник: masterok