Исполнилось 40 лет с того дня, когда 8 июня 1972 года бомбы со смесью напалма и белого фосфора были ошибочно сброшены вблизи вьетнамской деревни Чангбанг, а фотокорреспондент агентства Associated Press сделал кадр, признанный позже одним из двух фото, “остановивших вьетнамскую войну”. Характерно, что первой реакцией президента США Никсона на этот кадр было… заявить, что это, конечно же, подделка и такого не может быть. Перед вами подборка кадров и видео, сделанные в тот день, а также фотографии, связанные с этим прецедентным для всей мировой фотожурналистики сюжетом, резонанс от которого не угас и сейчас. (18 фотографий + видео)
Героиня кадра, вьетнамская девочка Ким Фук родилась в деревне Чангбанг к северо-западу от Сайгона. В день, когда она попала под бомбежку, а затем – в исторический кадр, здесь шёл бой между подразделениями северовьетнамской и южновьетнамской армий. Группа журналистов, среди которых был фотокорреспондент АР Ник Ут, наблюдала за ходом боя. Жители деревни, среди которых была и девятилетняя Ким Фук, попыталась уйти из-под огня к позициям южновьетнамской армии. Однако, лётчик южновьетнамских ВВС по ошибке принял их за вьетконговцев и сбросил бомбы с напалмом.
Ник Ут сделал много кадров и в том числе снял группу кричащих от ужаса детей на фоне клубов дыма, в центре которой выделялась обнажённая девочка (Ким Фук сорвала с себя горящую от напалма одежду) с искажённым болью лицом. После этого журналист доставил пострадавших детей в госпиталь Кути.
Позднее снимок «Напалм во Вьетнаме» (Vietnam Napalm) стал одной из двух самых известных фотографий Вьетнамской войны (второе фото – «Казнь в Сайгоне» Эдди Адамса), и принято считать, что именно они стали той последней, эмоциональной “каплей”, которая и перевесила чашу весов в пользу завершения военных действий. Так или иначе – кадр произвёл шокирующее впечатление на американское общество. Автор снимка Ник Ут получил за него Пулитцеровскую премию.
Характерно, что, как и в случае с другой фотографией, имеющаяся киносъёмка эпизода, сделанная для в тот же момент для телеканала ITN британцем Крисом Уэйном, не получила широкой известности. В те годы до ютьюба было ещё далеко, и именно репортажная фотография могла играть и играла роль “иконы”, “вирусного образа”, вбирающего в себя все смыслы и все эмоции того или иного явления или события.
Один из солдат пытался помочь девочке и облил ее водой, не подозревая, что это лишь усилит действие фосфора. По свидетельствам прессы, в госпитале врачи поначалу сочли, что ожоги Ким Фук смертельны. Однако после нескольких пластических операций она почти смогла вернуться к нормальной жизни, если бы не всемирный резонанс от кадра Ника Ута. Теперь она признается, что “это фото преследовало меня, я была под постоянным контролем”.
В 1972-м году Ник Ут не сразу решился отправить в публикацию фото обнаженной девочки, но потом все же решил, что публике стоит увидеть этот снимок. Теперь эта фотография неизменно присутствует в коллекциях главных кадров XX века и в подборках “фотографий, которые изменили мир”.
В 1982 году, когда девушка училась в медицинском университете, вьетнамское правительство нашло ее, и с тех пор образ Ким использовался для пропаганды. Ким Фук долго была в центре внимания прессы и властей как антивоенный символ, ей не давали возможности вернуться к учебе, её постоянно “пасли” госорганы. Лишь в 1986 году ей было позволено продолжить учёбу в другой стране “соцлагеря” – на Кубе, там она встретила своего будущего мужа. Во время медового месяца в 1992 году они решились сбежать с самолёта в канадском аэропорту и просить политического убежища. Сейчас Ким Фук со своей семьёй живёт в городе Аякс канадской провинции Онтарио.
Источник: rusrep