Ровно 25 лет назад католическая церковь признала, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Именно в этот день, 24 сентября 1989 года Папа Иоанн Павел II объявил, что всё-таки Галилей был прав, публично принёс извинения учёному и вернул ему «право быть законным сыном церкви». Всего 356 лет понадобилось церкви на то, чтобы признать одно из своих заблуждений.
Напомним, Галилео Галилей – итальянский ученый XVII века, горячий сторонник учения Николая Коперника о гелиоцентрическом устройстве мира. (Портрет Галилея кисти Юстуса Сустерманса, 1635)
Предложенная Коперником гелиоцентрическая идея устройства мира — это представление о том, что Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого обращается Земля и другие планеты. В то время церковь готова была мириться с теорией Коперника, но только при условии, что это всего лишь упрощающая рассчеты математическая модель, не имеющая ничего общего с реальностью. (Изображение Солнечной системы из книги Андреаса Целлариуса Harmonia Macrocosmica, 1708)
Именно приверженность гелиоцентрической идее (не как к абстрактной модели, а как к реальному положению вещей) стала причиной серьезных проблем Галилея с инквизицией. Поводом для процесса над ученым послужила написанная им книга «Диалог о двух главнейших системах мира — птолемеевой и коперниковой». Надо отметить, что еще прежде (за 15 лет до выхода книги) инквизиция запретила Галилею «разделять и защищать» гелиоцентрические идеи, оставляя возможность рассматривать теорию Коперника как способ вычислений. Кроме того было запрещено издание книг, в которых гелиоцентризм признавался бы отражением реальности.
Галилей схитрил и оформил книгу в виде диалога, где каждая из сторон приводит доводы в пользу своей точки зрения. А вступление и заключение написаны в том духе, что книга призвана развенчать идеи о гелиоцентрическом мире. Однако само содержание книги, аргументы приводимые в пользу учения Коперника не оставляли никаких сомнений в том, какая из теорий более правдоподобна. Скорее всего благодаря именно этой уловке цензура пропустила книгу.
Уже через несколько месяцев книгу запретили и изъяли из продажи, а над ученым устроили суд. Судя по сохранившимся документам, никакие научные темы на процессе не обсуждались. Основными были два вопроса: сознательно ли Галилей нарушил выданные ему 15 лет назад запреты и раскаивается ли он в содеянном. Чтобы не отправиться на костер вслед за Джордано Бруно и сотнями других, замученных церковью инакомыслящих, Галилей публично отрекся от своих убеждений.