Блогер Павел Капустин, живущий в Брянске, ездит по отдаленным деревням, в которых почти никого не осталось, да и дорог туда фактически давно нет. Все увиденное Павел фотографирует и собирает в проект под названием “Забытая Россия”. На днях в Брянске открылась выставка этих фотографий. (31 фотография)
Село Гладское. Первое упоминание о нем относится к XVII веку. Во времена СССР местные жители работали в колхозе «Сталинский богатырь». Сегодня в селе все дома заброшены, а улицы заросли высокой травой. Здесь больше никто не живет.
Часто в заброшенных деревнях остаются вещи. В домах же села Гладского их очень мало: люди, покидая родной дом, забирали все с собой.
Все, что осталось в селе, — это разбитые окна и развалившиеся стены.
Деревня Печки. Половина домов здесь разрушены или заколочены. Анастасия Васильевна живет в Печках последние 58 лет. Все это время она работала дояркой в местном колхозе. Магазинов в Печках нет, поэтому за продуктами женщина ходит в соседнюю деревню.
Деревня Осинки. Находится в Трубчевском районе Брянской области. В письменных источниках упоминается с XVII века. В советском прошлом здесь был колхоз «Победа».
В Осинках постоянно проживает лишь один человек — Василий Иванович Кубаткин. Он потомственный казак. Чем занимается? Следит за порядком, косит траву…
Уезжая из деревни, люди бросают не только свои дома.
У Василия Ивановича есть внучка, Кира. Как и остальные обитатели этой деревни, она приезжает сюда только на лето.
Деревня Крючки. Согласно переписи населения 2010 года, в здесь тогда проживало 16 человек.
Раньше в Крючках было 30 жилых домов. Сегодня же в деревне постоянно проживает одна 67-летняя женщина.
Деревня Шапкино. Первые упоминания о ней встречаются в 1620 году. Четыре года назад, согласно переписи населения, в деревне осталось пять человек.
Николай – житель Шапкино. Живет здесь с женой и матерью. Иногда из города проведать родных приезжает дочь Николая.
Семья Николая живет по принципу «что посадили, то и съели». Как и в большинстве других забытых деревень, добраться сюда можно только пешком.
В деревне есть свет и даже мобильная связь.
В доме на стенах фотографии родственников висят вперемежку с картинками из старых журналов.
В окрестностях Шапкино есть еще несколько полузаброшенных деревень. Одна из них Чернец, в которой живут несколько семей. Таисия со своим мужем занимаются пчеловодством и работают, конечно же, на своем огороде.
Деревня Уруково. На начло XX века здесь было более ста домов. Сегодня в деревне все дома заброшены, лишь в один единственный приезжают на лето.
Поселок Пожар. Здесь осталось всего несколько домов, хозяева которых живут за счет подсобного хозяйства.
Евгений Андреевич живет в Пожаре с семьей. У них есть лошадь, бычки и куры.
Переводные картинки производства ГДР. В советское время они были в дефиците. Те, кому посчастливилось их достать, клеили их в ванной и на кухне, на зеркалах, а еще на гитарах.
Деревенский интерьер не меняется уже десятки лет.
Дмитрию Гавриловичу, жителю Пожара 77 лет. Он здесь вырос, женился, воспитал пятерых детей, которые, повзрослев, уехали.
Краснополье. В начале XX века здесь проживало 923 человека. Согласно переписи 2010 года, здесь осталось всего 15 жителей.
Варвара Лазаревна с дочкой и зятем. Дети часто приезжают в деревню навестить мать, помочь ей с хозяйством.
Чистые кастрюли сушатся на заборе.
В СССР была только одна страховая компания – «Госстрах». Знаки, которые она выдавала своим клиентам, прибивались последними к фасадам своих домов.
А от домов уже ничего не осталось…