Чеченцы воспитывают своих детей так же, как и их предки 100–200 лет назад, считают в республике. Рождение ребенка, а особенно мальчика, накладывает на родителей серьезную ответственность, нести которую считается главным делом всей жизни. (6 фотографий)
Несмотря на то что современный мир накладывает отпечаток на традиции, на семейный уклад, на воспитание детей, в Чечне сумели сохранить одну из самых главных традиций — многодетность. До сих пор, когда рождается ребенок, в первых поздравлениях родителям все желают, чтобы у родившегося было семеро братьев. Семья, в которой семь братьев, — это очень серьезный, достойный уважения в чеченском обществе аргумент.
В Чечне очень популярна одна притча: молодая мать пошла к старцу, чтобы спросить у него, с какого времени надо начинать воспитывать ребенка. Старец спросил, сколько лет малышу. Та ответила: один месяц. Старец, не думая, сказал, что она опоздала с воспитанием ровно на месяц. Самое главное, чему учат детей согласно чеченским традициям, — это уважение к старшим. Имя отца — это непререкаемый авторитет, действующий на ребенка магическим образом.
Согласно традиционным адатам, чеченцы никогда на людях не будут хвалить своих детей. Практически любой чеченский отец промолчит, если сын будет рассказывать ему об успехах. Общаются отец с сыном через мать, соблюдая дистанцию. Но стержнем воспитания сына остается отец, которому надлежит подражать и стремиться к его идеалу.
К чеченским традициям воспитания мальчиков проявляли интерес еще дореволюционные историки. На их вопрос, почему родители не бьют своих детей, отцы и матери отвечали: «Хотим, чтобы они выросли людьми». А знаменитый русский кавказовед Адольф Берже утверждал, что чеченцы никогда не бьют своих сыновей, поскольку боятся, что те вырастут трусами. Сына не бьют и не бранят, чтобы он не знал чувства страха.
Семья Рамзана Кадырова — показательный пример, здесь на практике можно увидеть все особенности традиций местного воспитания. “Я никогда не садился в присутствии отца, никогда не разговаривал. Когда меня спрашивали, отвечал. Старался не заходить в ту комнату, где родители были вместе. Никогда мы с отцом до последних лет в присутствии моего деда не общались. Я не помню, чтобы меня отец хвалил. Точно так и у нас в семье. В присутствии отца я никогда не разговаривал с женой и детьми. Нас так воспитали”, – рассказал Рамзан Кадыров в одном из интервью.
У чеченцев и ингушей никогда не отказывались от детей. Потерявшегося ребенка могли взять под свою опеку совершенно чужие люди. Доказательство тому случай, произошедший несколько лет назад в Ингушетии. В селении Ачалуки родственники нашли пропавшего 16 лет назад чеченского мальчика. Каким-то образом из чеченского города Аргуна он попал на границу с Ингушетией. Обнаружив ребенка, местный житель, работавший в то время в ингушской милиции, забрал его к себе. С того времени Мурад Солтанмурадов живет на две семьи.