Пишет puerrtto: Сегодня речь пойдет про маленький израильский приморский город Нагария, что всего в 12 километрах от границы с Ливаном. Тут нет абсолютно никаких достопримечательностей и вообще еще 65 лет назад на месте города были песчаные дюны. Здесь проживают около 60 тысяч жителей, здесь порядка 17% безработных (в среднем по стране – 6%), здесь 3 завода (колбасная фабрика “Зоглобек”, металлургический комбинат и завод железобетонных изделий). Еще тут полтора десятка небольших и относительно посредственных гостиниц на набережной; когда-то из Нагарии попытались сделать курорт, но ничего из этого не вышло, местечко так и осталось удаленным райцентром, где особо нечего делать. Вы спросите, а что в этом городе делаю я? Отвечаю: приезжаю в сей “гигантский мегаполис” раз в неделю за покупками и всякими делами, ибо живу в своей деревушке Рош Ханикра в 10 километрах к северу. (38 фотографий)
См. также: Туризм непарадный: спальный район Тбилиси, Новый офис Google в Тель-Авиве, Израильские ковбои
Первое, что видят гости города – удручающе грязный и неухоженный автовокзал, еще и разрисованный граффити. Тут всегда много праздно шатающихся граждан со следами сильнейшей умственной деградации, правда, они не агрессивны. Серьезно, прямо ощущение, что попал куда-то в город Полевской Свердловской области, или даже в утробный закуток в районе площади трех вокзалов в Москве.
Здесь есть бесплатный туалет, пара кафешек и даже Макдональдс.
С “лицевой” стороны автовокзала виды существенно приятнее.
Ларек спортлото, здесь скучающие элементы с вокзала и таксисты могут испытать удачу.
Этот переход ведет к железнодорожной станции, фотографировать которую я не стал во избежание навязчивого общения с дежурящей там бдительной полицией.
Между прочим, традиционный восточный фастфуд (фалафель) стоит в Нагарии всего 10 шекелей (90 рублей), в то время, как в Тель-Авиве тоже самое минимум 20 шекелей (180 рублей). С другой стороны, уровень зарплат тоже разный; здесь 5000 шекелей (45 000 рублей) в месяц считается хорошей зарплатой, в то время как в Тель-Авиве за эту сумму никто зад не оторвет от дивана.
Дядечка в тюрбане на доске обьявлений вначале удивил, вот, думаю, чудеса, как тут оказался Аятолла Хаменеи? Но это не иранский духовный лидер, а еврейский, это глава религиозной партии “Шас”, раввин Овадия Йосеф. А как похожи, а! И ценности у них общие во многом и отношение ко всем неверным, ибо религиозный радикализм не имеет национальности.
А мы идем дальше по Нагарии…
Высотное здание это городская администрация.
Главный проспект города называется Гаатон.
Проспект пересекает Нагарию с востока на запад и упирается в набережную.
Нагарийская набережная, кстати, весьма приятная для прогулки.
Чем ближе к берегу, тем районы солиднее, а квадратный метр жилплощади дороже.
Там же, в районе набережной, муниципальная зона отдыха. Все это бесплатно: приходите, занимайтесь на тренажерах, играйте в футбол и баскетбол. Совсем другой мир, если сравнивать с районом автостанции, что всего в километре отсюда.
Двигаемся по набережной на юг примерно километр и затем возвращаемся назад в центр города. Обычные спальные районы.
Так выглядит любой провинциальный израильский город.
Дом культуры (слева) и синагога (справа).
Именно так выглядит 80% любого современного израильского города. Достаточно неплохо, согласитесь. Это не район для богачей (в богом забытой Нагарии богачи не водятся), а просто обычные горожане среднего уровня доходов и ниже.
Кое-где сохранилась барачная застройка 50-х годов, так называемые “израильские хрущовки”. Когда в едва созданное государство хлынули сотни тысяч еврейских беженцев из Европы и северной Африки, стали спешно строить такие вот жилища. Последние лет десять их постепенно сносят, а жителей переселяют в новые районы.
Дом справа – типичнейший пример более современного вида “хрущовок”, такие активно строили в 70-80-х годах, и любой спальный район израильского города (включая Тель-Авив и Хайфу) состоит именно из таких унылых 4-5-этажных строений.
Да-да, вот из таких, как я их называю – “домик на курьих ножках”.
Интересная деталь: когда эти дома строили в 70-х годах, не было закона, обязывавшего строителей снабжать каждую квартиру персональной укрепленной комнатой на случай войны. Меж тем, Нагария расположена всего в 12 километрах от границы с Ливаном, с которым Израиль с 1948 года пребывает в состоянии войны. В последний раз ракеты Хизболлы прилетали из Ливана в Нагарию в августе 2006 года и с тех пор во всех приграничных городах в каждой квартире активно пристраивается бронированная комната на случай войны. Делается это за счет государства. Видите эти металлические ставни?
Остановка маршрутных такси, которые, в отличии от автобусов, курсируют даже в субботу. Другое дело, что в отсутствии расписания и отправляясь по мере заполнения, вы все равно не можете планировать свое время.
Заканчивая прогулку по Нагарии, я заглядываю на базар, где закупаюсь овощами и фруктами. Для удобства, чтобы сравнить с ценами в вашем городе, курс таков: 1 шекель = 9 рублей / 2,3 гривны / $0,25. Мне кажется, что сравнительно недорого. В Москве я платил раза в три больше за то же самое.
Русский магазин. Между прочим, в отличии от овощей и фруктов, молочные продукты в Израиле весьма недешевы: литр кефира за 12,99 шекелей (118 рублей) – далеко не детская цена.
Знаете что? Посмотрел я на провинциальную Нагарию и подумал, что среднестатистическая французская, итальянская или испанская провинция выглядят ничуть не лучше. Из интереса посмотрел статистические данные о ВНП на душу населения Израиля и сравнил с общемировой статистикой. Получается относительно неплохо, страна занимает 26 место в мире, опережая Испанию, Грецию, Португалию, Кипр и практически соответствуя Италии.