На протяжении веков люди не могли избавиться от блох. Тем не менее, эти кровососущие паразиты породили жанр специфической эротичной картины на сюжет блошиной охоты. Образ молодой женщины в неглиже, с открытой грудью, ловящей блох в одиночку или при помощи мужчин, встречается на многих картинах и рисунках с 1500-х годов вплоть до XIX века. (35 фотографий)
Веселая блошиная охота. Gerrit Van Honthorst, 1628.
Что интересно – блохи не вызывали у людей такого отвращения, как вши. Более того, блохи во многих случаях вызывали к себе интерес у коллекционеров и даже служили предметом экстравагантных развлечений.
Женщины в бане. Дюрер, 1496.
Леса в Европе были вырублены уже к 17-му веку, дрова стоили дорого, множество общественных бань было зактрыто из-за эпидемий сифилиса и других венерических болезней. Хотя в Северной Европе бани были, и не меньше, чем в России.
Один из любимых цветов Марии Антуанетты – красновато-коричневый – назывался “puce”, по-французски – блохи. Это цвет пятна крови, оставшиеся на белье или простыне, после того, как блоха был убита.
Для скрепления волос в причудливые высокие прически дамы использовали бараний жир, что способствовало размножению блох, тем более, что прическу берегли длительное время.
Всех блох было не выловить, поэтому было придумано несколько видов блохоловок. Внутрь закручивающихся блохоловок в качестве приманки для насекомых клали небольшой кусочек ткани, пропитанный мёдом, кровью, смолой или душистыми веществами. Заползшее внутрь насекомое прилипало к приманке.
Небольшие блохоловки носили под париками, под одеждой, на шее по типу подвески.
Блохоловка 18-го века, Германия.
Блохоловка 18-го века, Германия.
В Китае перед сном в кровать помещали подогретые трубочки из бамбука или слоновой кости. Клопы и другие паразитирующие насекомые заползали внутрь, привлечённые теплом, трубочку с паразитами затем бросали в ведро с кипящей водой.
Бамбуковая блохоловка, Япония.
Мадам Bouvillon искушает судьбу, прося Ragotin поискать блох. Jean-Baptiste Pater, 18-й век.
Сюжеты, где даме помогает ловить блох муж или любовник, появлялись во всем, от изобразительного искусства до стихов и куплетов фривольного содержания.
Вот одна из таких забав. В 17-18 веках среди французских кавалеров считалось модным хранить блоху, пойманную собственноручно на теле дамы своего сердца. Держали блоху в миниатюрной блохоловке, часто прекрасной ювелирной работы.
“При ловле блох” – драка соперников.
Willem Basse (1613-1672).
Giuseppe Maria Crespi, около 1710-1720.
Карикатура. Блоха атакует портного. 1814 г.
Позвольте, мадемуазель… 1819 г.
Призрак блохи. William Blake.
Georges de La Tour (1593 – 1652).
Джузеппе Мария Креспи (1665-1747).
Джузеппе Мария Креспи (1665-1747).
Джузеппе Мария Креспи (1665-1747).
Giovanni Battista Piazzetta, около 1715.
Мальчик со щенком. Нуньес де Вильявисенсио Педро.
Бытовых “целомудренных” картин совсем немного.
Источник: marinni