Интервью “Ленты.ру” с автором фильмов о Pussy Riot Аркадием Мамонтовым. Не совсем в формате ФотоТелеграфа, но материал любопытный, многое объясняющий и проливающий свет на то, что стоит за скандально известной серией фильмов, удививших не столько своим пропагандистским характером, сколько бредовым содержанием. (9 фотографий)

Аркадий Мамонтов
Аркадий Мамонтов. Фото ИТАР-ТАСС, Валерий Шарифулин.
Интервью с Аркадием Мамонтовым
Аркадий Мамонтов рассказывает, кто стал заказчиком панк-молебна в храме Христа Спасителя. Фото: RUSSIAN LOOK.

“Лента.ру”: Вы говорили, что ждали кассации, чтобы показать третью часть вашего фильма про Pussy Riot. Зачем?

Аркадий Мамонтов: Мы ждали реакции этих женщин, кощунниц, на Петра Верзилова. Письмо Толоконниковой и Алехиной о действиях Верзилова было после кассации.

В вашей программе музыкальный продюсер Иосиф Пригожин высказывает мысль, что виноваты не столько девушки, сколько именно Верзилов.

Они все виноваты. Однозначно! Ничего личного, но для меня их вина выражается в том, что один это все придумал и сконструировал, а они послушались, надели на себя маски и устроили в нашем православном храме богомерзкие пляски.

Нельзя в святом месте устраивать протест. Хочешь – иди митингуй где угодно, но зачем к этому присовокуплять сакральное пространство? Если ты против патриарха и Путина, то выражай это по-другому. А они пришли ко мне в дом – и получили, естественно. Вот вы верующий человек?

Нет.

Вы – атеист, но у вас есть дом, где вы живете. К вам придет группа людей и начнет устраивать пляски. Вы же не будете им хлопать и спрашивать, не мешаете ли вы им. Вот и все.

Первично то, что они выскочили на солею и аналой и выкрикивали богомерзкие слова. Все остальное – вторично. Какое они имели право это делать в нашем кафедральном соборе, где происходило воссоединение двух наших церквей, где объявлялись святыми император и царская семья, где происходит служба на Пасху и на Рождество?

Вы должны понять меня как верующего человека! Вот вы – атеист, но вы любите, надеюсь, свою маму, своего отца? Вот и для меня то же самое. Бог – отец, а мать – церковь. Понимаете? Да за такие вещи [могли и хуже с ними поступить]! Слава Богу, что мы в XXI веке живем и у нас вербальное отношение к этому!

Петр Верзилов
Активист арт-группы «Война» Петр Верзилов выступает во время акции у здания Хамовнического суда, где проходят слушания по делу участниц панк-группы Pussy Riot.

Мне всегда казалось странным сравнение церкви с домом.

Вы не христианин, и судить то, как я верую, вы не можете. Я христианин, и моя церковь – это дом. Люди приходят туда молиться, а главнее молитвы в этой жизни ничего нету. Я был в жутких, страшных ситуациях, и, когда не на кого уповать, кроме Бога, Он приходит на помощь.

Все три наши передачи были посвящены одному важному вопросу: “Зачем вы пришли в сакральное место? Зачем вы устроили богомерзкие пляски?”

И какой же ответ?

Я на него ответил в своих передачах. Теперь я вас спрашиваю, какой ответ. Вы понимаете, что они сделали?

Я считаю, что они сделали довольно глупую акцию, но если бы они ко мне пришли в дом и спели на столе, то я бы просто их выгнал, а не стал требовать их посадки.

Да что вы говорите! Вот у вас день рождения, мама, папа за столом, а к вам входят незнакомые люди в масках и начинают плясать на столе, раскидывая яблоки и торт. Вы что, в милицию не напишете?

В Уголовном кодексе-то богохульство не прописано.

Сейчас будет. Уголовный кодекс у нас советский. Его атеисты создавали, которые в 1917 году начали молотить нашу церковь, расстреливать тысячи священников. Православных расстреливали! Крест носишь – к стене!

Вот именно. А вы сейчас говорите, что происходят самые масштабные гонения на церковь.

Однозначно! Сейчас ситуация еще изощреннее. Раньше физически это происходило, а сейчас век виртуальных образов, век влияния на мозги с помощью интернета, с помощью технических новых штук. Втаскивание в мозг, манипулирование сознанием, инфернальная пропаганда. Это страшнее.

Спиленный неизвестными поклонный крест
Спиленный неизвестными поклонный крест памяти жертв политических репрессий в Архангельске. Фото РИА Новости.

И за это надо сажать?

Вы меня не передергивайте. Суд решает, сажать или не сажать, но надо наказывать людей, вторгшихся в сакральное пространство. В советское время кровавые гонения начались с пропагандистcких акций Союза безбожников. Если сейчас попустить вот это, то дальше будет хуже!

Да с чего вы взяли?

Да вы не видите, что ли, сами? В Калининграде пытались поджечь храм, в Челябинске, Архангельске, Мурманске – спилили крест. Вот в Калининграде мне говорили, что хотели это сделать из-за пропаганды в интернете (беседа молодых людей со священником храма, который они пытались поджечь, приведена в третьей программе Мамонтова – прим. “Ленты.ру”).

Это и есть поэтапные гонения на церковь! Какие еще вопросы у вас? А вы хотите, чтобы нашего патриарха взяли и вывели на Красную площадь какие-нибудь там арт-хаусные, или как там называют это типа “искусство”, и расстреляли, что ли, его? Или священника повесили? Вон в Казани этот полусумасшедший взял и убил женщину! Он написал “фри” и мерзкое это слово!

Да он же подстроил сам это.

Послушайте, ну значит, у него была информация, он читал и видел!

Так информация у него была и от вас тоже, вы же три передачи сделали на федеральном канале.

Я сделал передачи, потому что не хочу участвовать в хоре массовом, который устроили атеисты. Я с февраля месяца видел, как это все развивалось. Перед судом совсем уж давление на суд началось. Тут и Мадонна, весь мир выступил, письмо подписали все наши так называемые светочи культуры. Это что?

А я сделал всего три передачи, которые поздно ночью выходили. Я собрал в студии людей, которые имеют альтернативную точку зрения. Я не хотел никаких споров. Я показал народу, что есть не только хор, считающий их святыми.

Так вы же вроде журналист, а сами признаетесь в ангажированности.

Это не ангажированность, а авторский взгляд. Ангажирован я только Богом.

Так здесь бог – одна из сторон.

Вы занимаетесь софистикой. Вы атеист, и между нами река. Зачем нам спорить на эту тему? Я имею право на свою авторскую точку зрения. Вы ведь тоже ангажированы.

Я-то однобокие сюжеты не снимаю, а даю вам слово. Вы вот Верзилову слова не дали.

Зачем я буду давать ему слово? Я рассказал о нем то, что считаю нужным.

Это пропаганда. Вы показываете его таким, каким вам выгодно.

Нет, я показываю его таким, какой он есть. Я показал, как он в Штаты приезжает, я написал письмо группе “Война”, опубликовал письмо Толоконниковой и Алехиной.

Да вы даже ему акцию с “изуродованным мостом” приписали, хотя он к ней не имеет отношения. Это питерская “Война” делала.

А я знаю, что имеет. Вы знаете одно, а я точно знаю по-другому!

Но я не хочу в своей передаче давать кому-то еще слово, потому что очень много антислов было раскидано про РПЦ, патриарха, про наш православный народ.

Интервью с Аркадием Мамонтовым
Фаллос на мосту: самая известная акция питерской группы “Война”.

А что, Русская православная церковь непогрешима?

(Возмущенно) Церковь? Церковь? Русская православная церковь? Конечно, непогрешима. Ее Бог создал!

(“И врата ада не одолеют ее”, – добавляет телеоператор Мамонтова, который с самого начала зачем-то записывал интервью на камеру)

Вы смотрите с большим удивлением на меня, но вам меня не понять. Вы считаете, что мир состоит только из той реальности, в которой мы существуем. Есть еще Божье присутствие в мире, понимаете? И я его защищал.

Вот вы, утверждая, что между нами река, только усиливаете раскол в обществе. Мы же люди одной страны, одной культуры.

Я раскол не произвожу. Мы граждане одного государства, но мы разные духовно люди. Я посчитал, что могу сделать программу, которая спокойно рассказывает о том, что произошло в храме Христа Спасителя. И чем же она так всех взволновала?

Тем, что там утверждаются факты, которые ничем не доказываются. Например, участие Березовского.

Кто вам сказал, что оно не доказано? Там же вышел человек [бизнесмен Алексей Вишняк], который сказал, что Березовский ему в ресторане рассказал, что предстоят такие-то действия. Он что – не свидетель, не человек?

Да он же ненормальный человек и гантелями родителей убил.

Он абсолютно нормальный человек. А убийство кем доказано? У вас что – есть решение суда на эту тему? А его адвокат говорит, что признание было выбито под давлением.

Интервью с Аркадием Мамонтовым
Алексей Вишняк рассказывает в фильме Аркадия Мамонтова о связи Березовского с Pussy Riot.

Ну, суд и причастность Березовского не доказал… Вообще, когда Березовского приплетают к очередной истории, все смеются.

Кто смеется? Вы? Я работал в журналистике в 90-х годах, я хорошо знаю Бориса Абрамовича. Смеется тот, кто смеется последний. В том числе над Березовским.

Но в третьем фильме про него нет ни слова, зато возникает Верзилов.

А что Березовский – это папа Римский, что ли? Сказали один раз – и хватит.

Так кто дал денег на Pussy Riot? Березовский или Бэнкси, о котором вдруг зашла речь в третьем фильме?

Вы опять передергиваете! Все три фильма разные. Это поступательное расследование, которое я делал в меру своих сил. Главный герой третьего фильма – это Петр Верзилов. Мы наткнулись на группу Бэнкси и искали конкретного человека. Чего они скрываются? (Бэнкси – английский андерграундный художник, который не раскрывает свою личность – прим. “Ленты.ру”) Чего вы боитесь-то, если вы за правду и справедливость?! Откройтесь! Фамилия, имя, адрес – и вперед!

Кто все-таки стоит за Верзиловым?

Слушайте, почему вы решили, что я должен все вываливать, когда вы хотите? В свое время я скажу и об этом. Я же автор-то. Есть свидетель, который сказал про Березовского, – раз. Есть куча доказательств про Верзилова – два. И есть Бэнкси. Мы даем пищу к размышлениям.

Интервью с Аркадием Мамонтовым
Работа Бэнкси.

Вы сами рассказываете о кровавых гонениях на православную церковь при коммунистах, а у вас в третьем фильме главный герой в студии – оголтелый коммунист Проханов. Как так?

Александр Андреевич Проханов – не оголтелый. Это очень умный, очень порядочный, очень сильный человек. Слава Богу, что в земле российской есть такие люди. Он очень много сделал для спасения России.

От чего?

От либерального моллюска (этот термин использует Проханов в передаче Мамонтова – прим. “Ленты.ру”), который с 90-х годов разрушает нашу страну. Александр Андреевич – это герой нашего времени! Слава Богу, что он был на передаче. А то, что он выступает за советскую идею, так и я вырос в то время. Там было и хорошее.

Вы, я так полагаю, тогда в бога не верили?

Вы не правы. Я верил в Бога, еще даже когда вы были маленький.

Раньше вы не высказывали такие взгляды.

Не было нужды. Вынудили, залезли в храм, нагадили там! Разбудили! Надо было не лезть, и ничего бы не было!

А либеральный моллюск – это что вообще такое? Сейчас вот у власти не либералы, а Владимир Путин.

Либеральный моллюск – это образное выражение Проханова. Я так понимаю, что он выразил этим то, что происходит в духовном мире в России. Все началось в начале 90-х, когда все мы были рады, что советская власть кончилась. А когда началась приватизация, когда народ стал нищ и гол в одночасье, когда появился бандитский капитализм, тогда на поверхность и вылез либеральный моллюск, который начал шлифовать мозги людям. Чтобы никто не возмущался, чтобы можно было разрушить страну.

И так просто этого инфернального виртуального либерального моллюска, который распространил свои щупальца по всей стране, не победить.

Сейчас Путин уже 12 лет у власти.

При чем здесь Путин? Я говорю про духовную составляющую, про идеологему существования людей в этом государстве. А вы мне все время Путина подсовываете!

Я просто думал, что либерализм – это политическая и экономическая система.

Я так не считаю. Либерализм полностью отвергает религию. Либерализм, особенно российский, – это страшнейший необольшевизм, который отвергает все. Если ты говоришь не то, что мы хотим слышать, то мы тебя к стене. Если ты против кощунниц, то ты враг. Мне приходят письма: “Битой по голове! Мразь! Замочить!” Это либералы, ваши друзья и корефаны, пишут!

Вы-то живой и здоровый, а Pussy Riot сидят в тюрьме. Так кто кого к стене поставил?

Кто пришел в храм и нагадил там? Я что ли?! Зачем пришли? Кто их звал? Ответьте вы! Они пришли ко мне домой и нагадили там! Я что – их целовать должен?!

Они против режима Путина выступают.

Так пусть идут на Болотную площадь! Пишут в “Ленте.ру”, пишут заявления в мэрию Москвы на одиночный пикет, встают, надевают маски, задирают юбки, нагибаются – все что угодно!!!

(В этот момент оператор шикает и машет рукой вошедшему в раж Мамонтову)

Для атеиста церковь – это примерно такое же здание, как и другие общественные здания. Они крест не рубили, вандализмом не занимались.

Здесь был духовный вандализм, и это страшнее. А их последователи начали рубить кресты.

Pussy Riot в храме Христа Спасителя,
Выступление Pussy Riot в храме Христа Спасителя, послужившее причиной уголовного преследования.

Ну так сажать надо не за идею.

А какая тут была идея?

Путина прогнать, и, чтобы привлечь внимание к акции, было использовано место, которое привлекает особое внимание. Как до этого была акция Pussy Riot на Красной площади.

Вы сейчас говорите, что любой человек может прийти в мой дом Божий и устроить там акцию для привлечения внимания – и ему ничего за это не будет, так как он ничего не сломал. А то, что он оскорбил чувства миллионов верующих? В этих ваших словах заключается межрелигиозная рознь. Вы привносите рознь и защищаете людей, которые пришли и устроили пляски. Если закон о защите чувств верующих будет принят Госдумой, то это будет правильно.

Если б кощунницы покаялись – ничего бы не было. Раз они считают себя правыми, они наказаны.

Какая связь между покаянием и уголовным судом?

Государство, если оно хочет сохраниться, должно охранять свои традиционные ценности, в том числе религию. Даже светское государство.

Почему сначала вы больше говорили об антиправославной направленности этой акции, а в третьем фильме напирали на “заговор против Путина”?

У акции было несколько смыслов, в том числе и политический. Она демонизировала Путина, патриарха, народ. Я являюсь государственником и выступил в защиту институтов власти. Вот вы сказали, что храм – это место для привлечения внимания к акции. Значит, для вас святого ничего нет. Это как маму обидеть. Для вас мама – святой человек?

Да.

Если маму вашу обидят, не надо наказывать? Вы что – будете молчать?

Когда маму обидят, надо по морде бить, а не ментам сдавать.

Сажать надо! По морде не надо давать, а наказывать по закону. Вот и все.

(Оператор меняет пленку, а Мамонтов просит снять “общий план беседы”)

Участницы Pussy Riot за решеткой
Участницы Pussy Riot за решеткой во время судебного заседания.

Вы говорили, что против Путина выступать можно. А против церкви можно выступать?

Нет, никому не позволено нападать на церковь.

Почему?

А зачем? Что вам церковь сделала плохого? Люди строят храмы, приходят и молятся. Чем они вам мешают? Или вам страшно слышать колокольный звон? Зачем вы трогаете?

Речь о спайке церкви и власти, о попытках ввести религиозное образование в школах.

А вы какое образование хотите ввести? Кто людей научит тому, что такое хорошо, а что такое плохо? Какой морали вы их обучите!

Гости вашего третьего фильма активно обсуждают тему войны России и Запада, что победит кто-то один. И Pussy Riot – это одно из орудий Запада?

На мой взгляд, Россия находится перед рывком. Либо мы в коллапс скатимся, либо мы преодолеем эту пустоту идеологическую, в ум войдем и поймем, для чего мы живем. Это никому за пределами России не интересно. Есть страна, где есть много ресурсов и большая территория. Надо ее использовать как колонию, чтобы тут все было как на Западе, была полная глобализация. Чтобы полностью уровень образования и мышления был как на Западе.

Чтобы стерлись все грани, чтобы не было великого русского народа, великой русской литературы, а была бы средняя малая региональная держава. Для этого нужно людям прочистить мозги и ввести в западные ценности. Я против этого.

А какие ценности-то в России? Восточные?

Православные. Мусульманские. Иудейские, буддистские. Самая главная ценность в России, знаете, в чем заключается? В вере!

В Европе или США, по-вашему, веры нет?

А вы думаете, там много веры? В Бельгии храмы в аренду сдают и устраивают там танцы!

Вообще-то, в США в храмы ходит больше людей, чем в России. А в Германии есть христианская партия.

И слава Богу! Значит, еще держатся. А христианская партия в России будет. Мы только начали, только очнулись. На Западе я такую веру, как у нас не видел.

Какую?

Истовую.

А это хорошо?

Это хорошо.

Беседовал Илья Азар