Великий французский фотограф Анри Картье-Брессон (Henri Cartier-Bresson) за время своей карьеры фотожурналиста посетил десятки стран. Дважды был он в Советском Союзе, первый раз в 1954 году. Результатом его поездки стала публикация в журнале «Life» в начале 1955 года и изданный в том же году фотоальбом «Москва». Это были одни из первых западных публикаций о Советском Союзе после Второй Мировой Войны.
«Картье-Брессон не был счастлив в нашей стране», — рассказывала в 2000 году директор Московского Дома Фотографии Ольга Свиблова, — «Когда несколько лет назад он давал мне интервью, то, заговорив о Москве, перешел на шепот и прикрыл ладонью микрофон. Причем он не сообщал ничего страшного или секретного. Просто в нем с семидесятых годов живет страх, привычка все время что-то скрывать, говоря о Советском Союзе или России».
Москва. На пешеходном переходе
Но, несмотря на отношение Брессона к России, несмотря на то, что привезенные им из нашей страны фотографии разве что «отражают фотографическое кредо автора», влияние мастера на развитие российской фотографии огромно.
Москва. Июльский спортивный фестиваль на стадионе «Динамо»
Ленинград. Покупка шляпки в Доме ленинградской торговли
Установка гигантского портрета Горького.
Москва. Столовая для работников строительства отеля Metropol.
Москва. Отдыхающие в Серебряном бору.
Московская школа в 1954 году.