11 лет назад в Беслане произошел один из самых масштабных терактов по количеству жертв. 1 сентября 2004 года террористы захватили школу №1, заминировали спортивный зал и удерживали на территории учреждения более 1100 человек. Среди них – дети, их родители и сотрудники школы.
Сегодня мы вспоминаем события тех дней.
Линейка, посвященная Дню знаний, была перенесена из-за жары с традиционных 10 часов утра на 9 утра. Всего на линейке, по данным РИА, находилось 895 учеников и 59 учителей и технических сотрудников школы. Количество родителей, пришедших проводить детей в школу, неизвестно.
Группа вооруженных боевиков подъехала к зданию школы на тентованном ГАЗ-66 и ВАЗ-2107. Беспорядочно стреляя в воздух, террористы загнали в здание школы более 1100 человек — детей, их родственников и сотрудников школы. В суматохе от 50 до 150 старшеклассникам удалось бежать.
Боевики передают через заложницу записку, в которой заявляют, что будут говорить только с президентом Ингушетии Муратом Зязиковым, президентом Северной Осетии Александром Дзасоховым и доктором Леонидом Рошалем. Террористы угрожают, что будут расстреливать заложников в случае штурма школы или отключения электричества и подачи воды. Установить связь с ними не удается, так как телефон в записке указан неверно.
Подрывается пояс одной из шахидок. В результате взрыва погибает боевик. Во избежание потенциального сопротивления со стороны заложников террористы расстреливают 21 человека. Такое решение позже они объясняют тем, что с захватчиками не выходили на контакт по номеру телефона, ранее переданному в записке.
Около 19:00 боевики вышли на связь по мобильному телефону. Они отказались от предложения передать заложникам пищу и воду, мотивируя это тем, что в них могут содержаться психотропные вещества.
В 16 часов в захваченную школу вошел бывший президент Ингушетии Руслан Аушев. Переговоры с Русланом Аушевым о передаче воды и продуктов ни к чему не привели, однако из школы выпустили 24 женщины с грудными детьми.
Тем временем жара, отсутствие воды и смрад ухудшили состояние детей: многие из них теряли сознание. Заложники были вынуждены питаться лепестками принесенных ими цветов и пить собственную мочу, потому что все источники воды к тому времени были перекрыты террористами.
3 сентября в 13:04 в спортзале последовательно произошли два мощных взрыва с короткими интервалами. Через несколько минут заложники начали выпрыгивать через окна и выбегать через входную дверь во двор школы. Террористы открыли по ним огонь из автоматов и гранатометов, убив 29 человек.
Через пять минут после первых взрывов началась антитеррористическая операция, в которой принимали участие две оперативно-боевые группы ЦСН ФСБ. Над школой появились боевые вертолеты Ми-8.
В 13:31 террористы подорвали ранее установленные в захваченной школе взрывные устройства, обрушилась крыша. Началась паника. Боевики беспорядочно стреляли по людям.
В 13:50 российские спецназовцы вошли в здание школы.
Жители Беслана отбивают у военных задержанного, предположительно боевика, и вершат над ним самосуд.
В результате теракта в Беслане погибло 334 человека, большинство из которых составили заложники, включая 186 детей от 1 года до 17 лет.
Около 14:08 практически вся школа, кроме заминированного спортзала, находилась под контролем спецназа.
В 15:50 спецназ ворвался в здание спортзала школы и начал его разминирование. Силовая операция в Беслане была завершена к вечеру 3 сентября.
Во время штурма здания погибли 10 сотрудников ЦСН ФСБ.
Организацию террористического акта взял на себя полевой командир Шамиль Басаев. По данным РИА, из 27 (по другим данным — 32) террористов в живых остался только один — Нурпаша Кулаев.
Сейчас он отбывает пожизненное заключение в колонии «Полярная сова», расположенной в поселке Харп Приуральского района Ямало-Ненецкого автономного округа.