Познавательный рассказ подводного археолога Виктора Лягушкина о том, как проводятся исследования затонувших кораблей и что удается найти. (38 фотографий)

подводные археологи
90 % работы подводных археологов составляет изучение архивов. Именно там время от времени удается получить данные о перемещениях кораблей и определить место, где затонуло судно. После этого археологи сканируют морское дно гидролокатором, чтобы обнаружить объект. Нередко они не находят ничего или наталкиваются на другой корабль.
подводные археологи
Один из кораблей, на которой археологи отправляются в море.
подводные археологи
После того как корабль найден, начинается самое интересное. Команда водолазов ныряет и пытается идентифицировать судно. Сделать это непросто, особенно в соленых водах, где много червяка-древоточца. В данном случае корабль был идентифицирован почти сразу – парусно-винтовой фрегат “Олег”, затонувший в 1859 году. Так легко определить, что же это за корабль, – большая удача.
подводные археологи
Штурвал корабля двойной, он дублировался под мостиком. Его крутили 4 матроса.
подводные археологи
Якорный шпиль. На него вручную накручивали якорный канат.
подводные археологи
Большинство кораблей распадаются на части и выглядит примерно так.
подводные археологи
Или вот так: от бортов отвалились доски и юферсы.
подводные археологи
Работа на объекте начинается с того, что его надо замерить, заснять и попытаться идентифицировать характерные размеры, надстройки, вооружение и т.д.
подводные археологи
Видеосъемка при разметке.
подводные археологи
Маркировка балок для измерения борта.
подводные археологи
Часто на судне есть предметы, по которым его можно идентифицировать. Например, носовая пушка шхуны “Луиза”, затонувшей в 1836 году.
подводные археологи
Или трехфунтовая пушка баркаса “Тобиас”, затонувшего в 1740 г.
подводные археологи
Лафет транспорта “Америка”, затонувший в 1859 г.
подводные археологи
Якоря корабля.
подводные археологи
Керамика, по клеймам которой можно определить год ее создания.
подводные археологи
Бутылки с каким-то содержимым или без него тоже могут подсказать дату своего производства.
подводные археологи
Если на поверхности ничего не лежит, приходится копать.
подводные археологи
Археолог нашел штаф-юферс транспорта “Америка”.
подводные археологи
Все в обязательном порядке зарисовывается и фотографируется.
подводные археологи
Рисуют на пластиковых планшетах карандашами. Прежде чем что-то трогать, все фотографируют, чтобы зафиксировать, что и как лежало.
подводные археологи
Основная опасность при таких работах – возможность потеряться в открытом море…
подводные археологи
… или запутаться в сетях. Археологи работают командой, чтобы быстро прийти на помощь друг другу.
подводные археологи
Балтийское море очень сложное для судоходства, поэтому корабли тонули тут постоянно. Почти куда ни нырни, найдешь останки судов.
подводные археологи
А если поплавать на мелководье с миноискателем, обязательно найдешь что-нибудь со времен Второй мировой.
подводные археологи
Зенитная пушка.
подводные археологи
В трюме корабля 18 века найдены три бочки сала 1724 года выпуска!
подводные археологи
И бочонок с зерном, которое практически не пострадало. Все находки отправляются на экспертизу.
подводные археологи
Неидентифицированный шведский корабль, погибший во время Выборгского сражения неподалеку от Березовых островов. На борту четырехфунтовая пушка и скелет матроса около нее – видимо, он так и не ушел со своего поста.
подводные археологи
Из интересных находок – столовый сервиз из капитанской каюты фрегата “Олег”. В бутылочках остались соль, перец и уксус.
подводные археологи
Трубки голландских моряков.
подводные археологи
Коллекция бутылок. Они характерны для своего времени и очень важны при идентификации.
подводные археологи
Голландский фарфор.
подводные археологи
Эфес шпаги с броненосца “Гаргут”.
подводные археологи
Один из первых в мире штурвалов (16 век).

Источник: trinixy