Во всех странах мира, где разрешён беттинг, букмекеры отчаянно конкурируют друг с другом. Главная цель — заполучить как можно больше новых игроков. Размер рынка — главный актив компаний, принимающих ставки на спорт. Чтобы запомниться обычным людям, букмекеры сотрудничают со спортивными командами, подписывают соглашения с аренами и турнирами о включении в названия бренда БК и так далее.

Для обычных игроков конкуренция — это очень хорошо. Одно из самых заметных проявлений — бонусы, самый распространённый тип которых — фрибет БК. Бесплатные ставки — очень гибкий механизм, и букмекеры используют его для самых разных предложений: для новых и действующих клиентов, при начислении депозита или кэшбэка, как приз в розыгрышах и конкурсах.

Происходит это везде — в Беларуси, России или Казахстане. Есть лишь одно исключение.

Испания: как потерять 90 миллионов евро

Жёстко регулировать деятельность букмекеров решили в прошлом году в Испании. Клубы первого и второго футбольных дивизионов заставили отказаться от сотрудничества с конторами, убрать их логотипы с футболок. Рекламу букмекерских контор теперь можно транслировать на ТВ и по радио только с часа ночи до пяти утра. А приветственный бонус ограничили суммой в 100 евро.

Мотивация этого регулирования так и осталась неясна. Чиновники говорили о том, что это снизит количество несовершеннолетних, которые играют на ставках. Но букмекерские конторы сами были не в восторге от таких клиентов — штрафы за сотрудничество с ними значительно перекрывали всю возможную прибыль. Другой мотивацией была защита самоисключённых игроков — то есть тех людей, которые заявили о своей игровой зависимости и «запретили» себе регистрацию в конторах.

Потеряли от этого решения властей футбольные клубы, для которых контакты с букмекерами в последние годы стали крупной строкой в доходной ведомости. Издержки оцениваются в 90 миллионов евро. А количество новых клиентов букмекерских контор за последний год снизилось почти на 30%. Но эксперимент продолжается.

Швеция: как потерять контроль над игроками

В Швеции, помимо правил, аналогичных испанским, клиенты контор должны обозначить сумму недельного депозита, больше которой вносить в контору нельзя. Правила действуют достаточно давно. Но в последние полтора года стала намечаться неприятная тенденция. Если раньше у лицензированных букмекеров играло 90% шведов, ставящих на спорт, то теперь эта цифра снижается. То есть власти потихоньку теряют контроль над отраслью, потому что игроки просто уходят в конторы, у которых нет «национальных» особенностей.