ft

Подставы от ушлых «работодателей» — к сожалению, частое явление на современном рынке труда.

Несмотря на разоблачающие материалы (самая подробная статья представлена на Gorodrabot.ru), им всё же удаётся выманивать деньги или использовать чужой труд, не заплатив ни копейки. Представители творческих профессий, работающие на себя, сталкиваются с такими «умниками» чаще, чем наёмные сотрудники, оформляющиеся по ТК.

Для примера рассмотрим основные варианты «кидалова», знакомые многим фотографам:

  1. Клиент берет носитель с готовыми фото с целью «посмотреть, что получилось» и не отдаёт деньги. При этом мошенник может отказаться платить или урезать сумму, назвав работу «халтурой» или упирая на то, что фотограф оказал не все оговорённые услуги. Типичные фразы «вы обещали», «это самой собой разумеется»; особенно уязвимы совсем зелёные новички, не вполне уверенные в своём профессионализме. Другие уловки таких неплательщиков — кормление «завтраками» или молчаливое исчезновение с горизонта;
  1. Клиент просит скинуть образцы в малом разрешении, после чего использует картинки «как есть». Фотографу традиционно сообщается, что его работы не годятся, но аванс он, так и быть, может оставить себе. «Негодные» фото беззастенчиво размещаются в каталоге, если исполнитель предъявляет претензии, ему угрожают иском о клевете. Такие номера выкидывают недобросовестные интернет-магазины;
  1. Фотографу предлагают постоянную подработку при ресторане, детском саду или другом заведении, которому нужны регулярные съёмки; при этом заказчик сдвигает сроки оплаты, обещая отдать деньги сразу за несколько заказов. В итоге исполнитель получает не все деньги или вынужден тратить время и силы на «выбивание» законного гонорара;
  1. Случаются и курьёзы — по пути на мероприятие, например, корпоратив «важных» персон, фотографа просят купить дорогой алкоголь или положить деньги на телефоны — мол, гости находятся в роуминге.

Как видно, большинство неприятных ситуаций — следствие работы «на честном слове». Официальное оформление сделки позволяет исполнителю защитить свои интересы и отрезвляет заказчика, желающего «сэкономить» такими подлыми способами.

Избежать подобных сюрпризов помогут следующие меры:

  • передача готовых фото только после получения 100%-ной оплаты;
  • предварительный показ фото — только на собственном ноутбуке, либо защита работ водяными знаками по всей площади;
  • заключение договора с особо подробным описанием спектра работ, ответственности за срыв съёмки, условий демонстрации фото и передачи работ заказчику;
  • официальная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.