В конце 1770-х годах Париж столкнулся с одной проблемой – отсутствием мест для захоронения умерших горожан. Все городские кладбища были основаны еще в средневековье и были настолько переполнены, что порой за счет человеческих останков уровень грунта поднимался на несколько метров. Почва была заражена, что приводило к инфекционным заболеваниям среди населения. В 1780 году стена, отделявшая крупнейшем кладбище Парижа – кладбище Невинных – от жилых кварталов, обрушилась, не сдержав громадной массы захороненных останков. В результате, местность вокруг кладбища также была заражена, а подвалы близлежащих домов были заполнены костьми. Нужно было что-то срочно делать…
Французский парламент запретил любые захоронения в черте Парижа и принял решение переместить все останки с кладбищ в подземные каменоломни, соединенные тоннелями. Только с главного кладбища на протяжении целых 15 месяцев каждую ночь специальные бригады в черном вывозили кости, чтобы затем продезинфицировать, обработать и уложить в заброшенные карьеры Томб-Исуар на глубине 17 метров. Потом взялись за остальные кладбища. В течение 74 лет, с 1786 по 1860 годы, останки 6 миллионов человек переносились в катакомбы Парижа. (19 фотографий)
В 1861 году фотограф Феликс Надар запечатлел работы по переносу и захоронению останков в катакомбах.
Первые подземные разработки находились под территорией современного Люксембургского сада, когда король Людовик XI пожертвовал землю замка Воверт для вырубки известняка. Новые шахты начинают открываться всё дальше и дальше от центра города. В 1259 году монахи близлежащего монастыря приспособили пещеры под винные подвалы и продолжили подземные разработки.
Расширение жилой части Парижа в эпоху Ренессанса и чуть позже привело к тому, что к 17-муI веку значительная часть жилых районов фактически «повисла» над пропастью.
В апреле 1777 года король Людовик XVI издал указ о создании Генеральной инспекции каменоломен, которая существует и поныне. За более чем 200-летний период работниками этой инспекции проведена колоссальная работа по созданию укрепительных конструкций, способных задержать или даже полностью предотвратить постепенное разрушение подземелья.
В результате всех работ – строительных и похоронных – сложились современные катакомбы. Это сеть туннелей и пещер общей протяженностью от 180 до 300 км. Почему такая разница в цифрах? Потому, что еще не все исследовано.
В 1793 году сторож церкви Валь-де-Грас Филибер Аспер в поисках винных погребов пытался исследовать катакомбы. Он заблудился в этом лабиринте, и его скелет нашли только через 11 лет, опознав по ключам и одежде.
Туристов пускают только на участок, протяженность ходов которого составляет всего около трех километров. В 1980 году была создана специальная бригада полиции, которая патрулирует катакомбы с целью предотвращения проникновения людей за пределы турзоны. Штрафы начинаются от 60 евро.
Катакомбы притягивали к себе внимание на протяжении всего своего существования. Император Наполеон III любил принимать здесь важных гостей.
Во время Второй мировой войны в одной из каменоломен был оборудован сверхсекретный бункер немецкой армии. Всего лишь в 500 метрах от него располагался штаб лидеров движения Сопротивления.
В период холодной войны в подземных галереях Парижа были оборудованы бомбоубежища на случай ядерной войны.
Так катакомбы выглядят в наше время. Фотографии сделаны корреспондентом ФотоТелеграфа.
Даже когда наверху стоит тридцатиградусная жара, здесь довольно прохладно – не более 15 С.