Сегодня в мире зарегистрировано около 20 миллионов беженцев. 80% из них – это женщины и дети. До недавних пор слово «беженцы» у россиян ассоциировалось лишь с неграми из африканских стран да с покинувшими территории кавказских республик соотечественниками. Впрочем, последних чаще называли «вынужденными переселенцами».
Когда на Украине разгорелась гражданская война, ситуация изменялась. Люди в страхе покидают насиженные места. По данным Пограничной службы РФ, с начала года в Россию приехали 700 тысяч украинцев. По всем прогнозам эти цифры будут продолжать расти. (22 фотографии)
Но побег из зоны боевых действий – это лишь половина дела. Необходимо где-то жить, что-то есть, как-то зарабатывать. Далеко не у всех есть здесь родственники, да и бессребреников сегодня у нас не так много, как хотелось бы. Так что каждый устраивается, как может. Пять семей, бежавших от ужасов гражданской войны, приютил Герман Стерлигов в своей слободе.
В просторной горнице за длиннющим столом пара бородатых богатырей: Роман и Сергей.
«Почему уехали из Украины? Потому что идёт гражданская война, – завёл неторопливый разговор Роман. – Людей стравливают между собой. Происходят авианалёты посреди бела дня, с самолётов падают кассетные бомбы. Это – в центре города: там, где парки, там, где гуляют дети.”
“Происходят обстрелы с артиллерийского оружия, с тяжёлой артиллерии: пушки разные, гаубицы, бэтээры. Всё это ездит, всё это стреляет. Все границы перекрыты так называемой Нацгвардией, Правым Сектором, днепропетровскими всякими охранными агентствами”.
«Минимальный набор вещей, ехали с ребёнком. Жена ещё с младшим ребёнком остались на территории Украины, но в безопасном месте. Надо тоже вывозить-перевозить. В центре Украины и на западных территориях мирных людей не убивают, так как это происходит на востоке. Только тех, кто поддерживает ополченцев и Россию, могут прижать”.
Чтобы уберечь свои семьи, мужики приняли решение покинуть Украину. Бросили почти всё: недвижимость, бизнес, материальные ценности.
“Сюда доехали Божьей милостью. Когда идёт война, уехать тяжело. Блокпосты и заставы – вот главные препоны. По дорогам их очень много. Ближе к России попроще. С нашей стороны области шли бои, ополченцы выбили Нацгвардию, которая убивает свой народ, поэтому можно было выехать. А потом людей уже не выпускали, с детьми ещё как-то, а без семей уже практически не выпускают”.
“Сейчас вообще удивительные вещи происходят, в городе Ровеньки, это ближе к границе с Россией, там вообще хватают всех мужчин в возрасте от 18 до 60 лет и везут в сортировочный лагерь”.
“На Украине сейчас вообще всё просто. Если ты не соглашаешься с тем, что тебе навязывают, тебя нужно убить. Ополченец ты, мирный ты человек – не имеет никакого значения. Идёт циничное убийство людей. Стреляют везде без разбора. Начинали с автоматных очередей, теперь пушки-танки-самолеты в ход пошли»”
Когда Роман с Сергеем рассказывают об украинских бедах, их лица сразу становятся угрюмыми. Видно: за свою родину и людей богатыри переживают по-настоящему. Между тем, огромные, статные бородачи предпочли бежать из страны. Вариант встать под ружьё и записаться в ополчение, чтобы с оружием в руках защищать родную землю, для них оказался неприемлемым. Виною тому религиозные убеждения.
Сегодня у пяти православных семей из Украины новая жизнь. Бомбёжки и стрельбу сменил пасторальный пейзаж слободы Стерлигова. Для беженцев началась новая, деревенская жизнь.
Живут они в добротных избах, срубленных из вековых лиственниц. Всё сделано капитально, на века, и правнукам достанется. Ранний подъём с петухами, а дальше обычные деревенские заботы: скотину покормить, травы накосить, подправить то, что вышло из строя. Хозяйство у Германа большое, работы хватает всем.
Бездельничать здесь не разрешают и детям. Они собирают разные целебные травы, учатся доить коз, пекут хлеб, сушат сухари. Девочек обучают шитью. У Алёны Стерлиговой есть собственный модельный дом, а Вика, одна из беженок, – швея-модельер, так что учить есть кому.
«У меня здесь своя коза есть! – похвасталась нам Маша. – Имени ещё не придумала, она новенькая, только вчера привезли. Стеснительная очень, боится незнакомых пока. А ещё я платочки учусь шить! Пока, правда, ни один не закончила ещё…».
Однако проблем этим беженцам ещё предстоит решить довольно много: Роману надо вывезти из Украины жену с ребёнком, всем им надо получить российское гражданство, да и гостевать у Стерлигова всю оставшуюся жизнь вряд ли получится.
«Мы бы хотели обратиться к Владимиру Владимировичу, – сообщил нам в конце беседы Роман. – Дали бы нам землю, чтоб и самим кормиться, и город кормить. Не помногу, нам много не надо, по 30-40 ГА на семью. Земля пустая стоит, необработанная, людей бы туда пустить, а волокита с бумагами – лес дремучий непроходимый».