В середине XVII века в полусотне километров к западу от Москвы патриарх Никон затеял грандиозную стройку. По его плану здесь, на берегах реки Истры была воссоздана библейская Палестина. В миниатюре, конечно, но с сохранением топографии и топонимики. Центральное место отводилось – как и положено – Иерусалиму, роль которого выполнил монастырь, который так и был назван – Новый Иерусалим. Окрестные деревни переименовались соответственно: Назарет, Вифлием… речка Истра стала Иорданом, внутри монастыря появилась Голгофа, а под его стенами раскинулся Гефсиманский сад. Сердцем Нового Иерусалима стал Воскресенский собор, в котором находился ни много, ни мало Гроб Господень. В общем, все точно так, как на Святой земле. По замыслу Никона русская Палестина должна была стать центром мирового православия. (27 фотографий)

Надгробие с черепом
1. Надгробная плита на монастырском кладбище. (Вячеслав Лопатин / ФТ)
Воскресенский собор
2. Воскресенский собор - главный собор монастыря. На переднем плане подземная церковь Константина и Елены. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

Считается, что Никон послал в Иерусалим монаха Арсения Суханова, чтобы тот снял мерки с Церкви Гроба. И что по его модели как раз и был построен Воскресенский собор. Однако те, кто видел и оригинал, и копию замечают, что между ними мало общего. Куда же ездил монах и ездил ли вообще? И насколько вообще достоверна история монастыря того времени?

Научное исследование Нового Иерусалима началось только в самом конце XIX века. Тогда миру открылись многие его артефакты и даже библиотека, в которой, как вдруг оказалось, хранилось множество древних книг и других письменных источников, в том числе и таких важных для русской истории, как Никоновская летопись, Воскресенская летопись, Изборник Святослава 1073 года и другие. Где же все это время лежали эти сокровища, пережившие пожары и разрушения собора? Может, их и не было? Когда не задолго до этого Льюис Кэрролл посетил Новый Иерусалим и оглядел все, в том числе и рукописи, он, по его словам, не нашел там ничего ценного и заслуживающего внимания.

Церковь Константина и Елены
3. Церковь Константина и Елены не врыта в землю, а стоит на дне котлована, стенки которого выложены камнем. Ее пол находится на глубине шесть метров. (Вячеслав Лопатин / ФТ)
Церковь Константина и Елены
4. Церковь Константина и Елены. (Вячеслав Лопатин / ФТ)
Церковь Константина и Елены
5. Купол церкви Константина и Елены. Башенка, на которую он опирается, украшена арабесками, что говорит о древности сооружения. Но, скорее всего, судя по сохранности, эти украшения новодельные. (Вячеслав Лопатин / ФТ)
Новый Иерусалим
6. Монастырь опоясан мощной каменной крепостной стеной. Но возвел ее вовсе не Никон. При нем она была деревянной, а каменной стала только лет через сорок после основания монастыря, при Петре Первом. (Вячеслав Лопатин / ФТ)
Пушка, Новый Иерусалим
7. В двух башнях выставляются некоторые экспонаты местного музея. Можно попробовать прочесть надписи на пушках. (Вячеслав Лопатин / ФТ)
Воскресенский собор
8. Вид на Воскресенский собор с крепостной стены. Громадный восемнадцатиметровый шатер венчает ротонду, в которой находится символическая гробница Христа. И она, и главный купол собора со своей башней отстроены заново во второй половине ХХ века. Судя по строительным лесам вокруг шатра, собор продолжает омолаживаться. За зеленой строительной сеткой спрятаны руины колокольни, бывшей до войны самым высоким строением в монастыре. (Вячеслав Лопатин / ФТ)
Воскресенский собор
9. То, что осталось от колокольни. Внутренняя часть. (Вячеслав Лопатин / ФТ)
Воскресенский собор
10. Просто окошко. (Вячеслав Лопатин / ФТ)
Воскресенский собор
11. В центральную часть собора не пускали, пришлось снимать издалека. Интерьер очень сильно пострадал от фашистского варварства. Им, кстати, это припомнили на Нюрнбергском процессе. На фото - часть собора, которая не была капитально разрушена и впоследствии была лишь слегка подреставрирована. (Вячеслав Лопатин / ФТ)
Разрушения, Воскресенский собор
12. Скоро, вроде бы, ожидаются серьезные восстановительные и реставрационные работы. Но по мне, так уж пусть лучше остается таким - памятник, все-таки. (Вячеслав Лопатин / ФТ)
Разрушения, Воскресенский собор
13. Где-то здесь должен находится Гроб Христа, но где я так и не выяснил. Белые колонны по правому краю - огромные массивные столпы - были целиком выстроены после войны. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

Кстати, о разрушениях. В начале XVIII века рухнул шатер большой ротонды, и половина собора простояла без крыши около двадцати лет. В то же время собор выгорел до тла. Что там может сохраниться? Правильно – ничего. После страшного запустения его интерьер был фактически отстроен заново. Вся старая барочная лепнина, краски и прочее, что можно сегодня видеть – было сделано под руководством известного архитектора Бартоломео Растрелли. По его плану был возведен новый шатер, на этот раз деревянный и, к тому же, внешне отличный от старого. Это все – спустя столетие после возведение собора Никоном! Далее – больше. В 1941 году фашисты взорвали монастырь и он превратился в руины. После отстройки и реконструкции, продолжающейся по сегодняшний день, сказать, что в соборе осталось что-то от никоновских времен, вряд ли возможно.

Интерьер Воскресенского собора
14. Интерьер Воскресенского собора. (Вячеслав Лопатин / ФТ)
Новый иерусалим
15. Внешняя часть придела, под которым захоронен Никон. Кажется, что видимые разрушения стены остались со времен войны, однако, судя по фотографиям прошлых лет, она была полностью отремонтирована. (Вячеслав Лопатин / ФТ)
Могила Никона
16. Здесь покоится прах патриарха Никона. Покрывало на надгробии. (Вячеслав Лопатин / ФТ)
Новый Иерусалим
17. Гефсиманская башня. Через нее осуществляется вход в монастырь. Новодел. Как и все остальные башни, была почти полностью разрушена фашистами. (Вячеслав Лопатин / ФТ)
Новый Иерусалим, кладбище
18. Монастырское кладбище. Из-за него, в общем-то, я сюда и приехал. Надписи на надгробиях говорят о захоронениях не ранее конца XVIII века. Может, есть и более ранние, но об этом могильные плиты молчат. На заднем плане дом, в котором живут монахи. (Вячеслав Лопатин / ФТ)
Новый Иерусалим, кладбище
19. Могильные плиты не переделывают, не реставрируют, практически не фальсифицируют. Поэтому они, в отличие от других источников знания о прошлом, хранят настоящую историю. Глаз в треугольнике и череп с костями - типично масонские символы. Откуда они здесь? (Вячеслав Лопатин / ФТ)
Новый Иерусалим, кладбище
20. Череп - самый распространенный символ на местном кладбище. Вероятно, подразумевается череп библейского Адама, покоящийся не где-нибудь, а именно под Голгофой. (Вячеслав Лопатин / ФТ)
Новый Иерусалим, кладбище
21. Могильная плита с арабской вязью. Что это было такое за православие, пишущее и понимающее арабскую речь? (Вячеслав Лопатин / ФТ)
Новый Иерусалим, кладбище
22. Еще один артефакт, не вписывающийся в официальную историю России и религии. Очень архаичное изображение креста (плита повернута нижней частью от нас). Верхняя часть плиты, с текстом, исчезла. Скорее всего, не случайно. (Вячеслав Лопатин / ФТ)
Новый Иерусалим, кладбище
23. Сильная коррозия камня не позволяет уже прочесть выбитые на нем слова, но еще можно разглядеть символ, понятный и без них. (Вячеслав Лопатин / ФТ)
Новый Иерусалим, кладбище
24. Камням около трех веков, а они уже сгнили так, что не дают фактически никакой исторической информации. А как же те памятники, которые, как уверяют нас историки, спокойно простояли, пролежали по две, три и даже более тысяч лет? Каков же их возраст на самом деле? (Вячеслав Лопатин / ФТ)
Новый Иерусалим, кладбище
25. Эти уже совсем отжили свое. Просто камни... (Вячеслав Лопатин / ФТ)
Новый Иерусалим, кладбище
26. Дорога к скиту Никона, в котором он жил, будучи в опале. Паломники и просто фанаты святых мест оставляют на ограждении мостика замки, вероятно, символически цепляя свою душу к этому месту. (Вячеслав Лопатин / ФТ)
Новый Иерусалим
27. Это я. На лужайке перед подземной церковью. На заднем плане крепостная стена, по галереям которой бегали актеры фильма "Иван Васильевич меняет профессию". (Вячеслав Лопатин / ФТ)