Несмотря на то, что Фотошоп  — растровый редактор, в нем предусмотрено большое количество действий с векторными объектами. Чем хороши векторы? Вы можете ими масштабировать изображение без ущерба качеству, их легко настраивать и занимают они мало места в памяти компьютера в силу своей математической природы. Кроме этого, на основе векторных объектов в Фотошоп возможно совершение многих профессиональных действий в программе, например создание выделения гладких объектов, причем ничего лучше, качественнее и быстрее, чем выделение инструментом Pen (Перо), пока не придумано.

 Контуры

Контуры — это векторные объекты в Фотошоп. Функции контуров:

– для профессионального выделения гладких объектов;
–  для передачи в программы верстки обтравочных (т. е. отсекающих, clipping path) контуров объектов;
–  для заливки и обводки по сложной траектории.

Способы создания контуров:

наиболее точный — инструментом Pen (Перо);
векторными инструментами группы Shapes (Фигуры);
экспорт из векторной программы Adobe Illustrator (например, через буфер обмена);
создание контура из выделения (точность условна, требует корректировки).

Инструменты для создания и редактирования контуров

Использование инструмента Pen

Создание прямых контуров
Инструмент Pen (Перо) служит для создания контуров — прямых и кривых линий — с высокой степенью точности.
1. Активизируйте инструмент Pen (Перо). Для создания контуров используется специальный режим работы Paths (Контур) инструмента  и режим комбинирования, исключающийпересекающие области контуров (установлен по умолчанию). Прямой контур создается простыми щелчками инструментом по документу (не «шаркая» мышью по коврику).
2. Щелкните инструментом Pen (Перо) в точке 1. Теперь щелкните в точке 2. Между двумя точками образовалась прямая линия.


3. Для прекращения построения инструментом Pen (Перо) можно просто взять другой инструмент, но удобнее нажать клавишу <Ctrl> и щелкнуть по свободному месту документа. При этом старый контур не пропадет, вы остаетесь при активном инструменте Pen и можете строить новые контуры.
4. Удерживая клавишу <Ctrl>, щелкните по свободному месту документа — вы прекратили рисовать.
5. Постройте щелчками следующий контур, начиная с точки 3. Участок между точками 7 и 8 должен пройти строго горизонтально, для этого удерживается клавиша <Shift> (при этом направление будет горизонтальным, вертикальным или кратным 45°).
Закончите рисование.
6. Обратите внимание, что при щелчках инструментом Pen (Перо) в палитре Layers (Слои) в данном режиме работы ничего не происходит, а в палитре Paths (Контуры) создался Work Path (Рабочий контур).


7. Используя данный файл, постройте щелчками звезду (например, начиная с точки 9). Обратите внимание, что при замыкании контура у пиктограммы инструмента Pen появляется нолик.
Чтобы вызвать инструмент Pen (Перо) с клавиатуры, нажмите клавишу <P>. При работе с инструментом Pen (Перо) для редактирования контура вы будете переключаться на другие  инструменты с помощью «горячих» клавиш. Чтобы видеть пиктограмму вызываемого клавишей инструмента, не должен быть установлен режим точных курсоров (не нажата клавиша <CapsLock>).

Заливка и обводка контуров

В палитре Paths (Контуры) создан Work Path (Рабочий контур). Он состоит из всех контуров, которые вы построили в данном файле. Work Path (Рабочий контур) всегда создается как новая позиция при отсутствии контуров или неактивности других контуров в палитре Paths (Контуры). Work Path только один. Из него не создается обтравочный контур, а также он  будет обновляться, как рабочая позиция. Желательно переименовывать Work Path, назначая любое другое имя. Контуры можно заполнять цветом или обводить. Перед этим контуры  необходимо выделить, т. е. чтобы позиция контура в палитре Paths (Контуры) была активна. Тогда действие будет применено ко всему контуру.
1. Выполните команду из контекстного меню палитры Paths (Контуры): Stroke Path (Выполнить обводку контура).

2. В открывшемся диалоговом окне в списке инструментов выберите Brush (Кисть).


Прежде чем выбирать инструмент в данном диалоговом окне, необходимо предварительно настроить этот инструмент, установив нужные параметры.

 

Результат обводки контуров
4. Для заливки контура выберем из всех нарисованных один — звезду. (Проверьте, что в палитре Paths (Контуры) контур Work Path (Рабочий контур) активен.) Для выделения подконтура из Work Path необходимо воспользоваться инструментом выделения Path Selection (Выделение контура). Щелкните по контуру звезды в изображении. Все точки контура стали серыми, выделенными.
5. Выполните команду контекстного меню палитры Paths: Fill Subpath (Залить субконтур).
6. В диалоговом окне команды выберите Foreground Color (Основной цвет).

Диалоговое окно Fill Subpath
7. Область внутри контура зальется цветом переднего плана.

Следует заметить, что часто требуется обвести криволинейный участок тонким карандашом. Представляете, как это будет выглядеть «от руки», которая трясется. В данной задаче контуры, рисуемые инструментом Pen (Перо), незаменимы, т. к. обеспечивают максимальную точность обводки. Вы только настраиваете карандаш на заданную толщину и указываете Photoshop, какой контур обвести.

Создание кривых

Для создания кривых при помощи инструмента Pen (Перо) нужно при нажатой кнопке мыши протянуть линию. Когда вы нажимаете кнопку мыши и начинаете перемещать указатель мыши в первый раз, вы ставите начальную точку для будущего контура, а также задаете направление и величину кривой.
1. Активизируйте инструмент Pen (Перо). Выполните действия, как указано в файле

Создание кривых инструментом Pen
Не закрывайте этот документ, мы к нему вернемся после небольшого теоретического объяснения.

Основные элементы кривых

Для построения и редактирования кривых необходимо иметь представление, с чем же вы работаете, какова природа кривых. Рассмотрим основные элементы кривых.

Основные элементы кривых
Контур состоит из одного или нескольких сегментов. (Единичная точка — это не кривая, скорее всего мусор.) Начало и конец каждого сегмента называют опорными точками. Перемещение опорных точек приводит к модификации сегментов контура и изменению его формы. При выделении опорной точки криволинейного сегмента на экране появляются одна или две управляющие линии , заканчивающиеся управляющими точками . Расположение этих линий и точек определяет длину и форму криволинейного сегмента, а их перемещение приводит к изменению контура.
Рассмотрим пример.
1. У нас создан контур, поработаем с ним. Чтобы не мешались слова инструкций, залейте слой Background (Фон) белым цветом, контур при этом остается, т. к. он к растру не имеет никакого отношения.
2. Для настройки контуров используется инструмент  Direct Selection (Стрелка). Инструмент выделяет отдельные опорные точки или сегменты контура; при этом на экране показываются все управляющие линии контура, обеспечивая возможность их настройки. Активизируйте  Direct Selection, переместите управляющие линии за управляющие точки. При увеличении управляющей линии увеличивается и кривизна сегмента.

Использование Direct Selection для настройки контура

Различное положение управляющих линий и точек влияет на форму сегментов
Самостоятельно исследуйте, как работает  Direct Selection. Переместите опорные и управляющие точки — проследите, как изменяется кривизна контура.

Типы опорных точек

При построении и редактировании контуров следует различать два типа опорных точек: гладкая (smooth) и угловая (corner). Если в опорной точке управляющие линии двух независимых, рядом стоящих сегментов лежат на одной прямой в связке, то такая опорная точка называется гладкой. Если такой связи нет — точка угловая.

Различие гладкой и угловой опорных точек

Редактирование кривых

Инструменты для работы с кривыми

Для редактирования (изменения) кривых используются специальные инструменты, часть из них находится в группе инструмента Pen (Перо). Основные инструменты создания и редактирования кривых приведены в таблице

Таблица Основные инструменты создания и редактирования кривых

 

Инструмент Действие инструмента Path Selection
(Выделение контура)  Выделение контура, как целого. Выделение подконтуров

Direct Selection(Стрелка)

Выделяет сегмент для корректировки, а также опорные точки контура.   Изменяет форму сегментов контура посредством перемещения выделенных опорных точек и управляющих точек  Pen
(Перо)  Первичный инструмент работы с контурами. Обеспечивает высокую точность построения контуров  Add Anchor Point
(Перо+)  Добавляет опорную точку в сегмент контура  Delete Anchor Point
(Перо-)  Удаляет опорную точку, не разрывая контур  Convert Anchor Point
(Угол)  Изменяет тип опорной точки, преобразовывая тип «гладкая точка» в тип «угловая точка» и наоборот

Операции, выполняемые инструментом Pen (Перо):

  • создание произвольного контура посредством соединения сегментов;
  • добавление сегмента (создание опорной точки);
  • замыкание контура (щелчок по начальной точке).

Операции, выполняемые инструментом Direct Selection (Стрелка):

  • выделение опорных точек (общелкиванием с нажатой клавишей <Shift> или обводкой рамки);
  • перемещение выделенных опорных точек;
  • изменение формы кривой, воздействуя на управляющие точки и управляющие линии.

Операции, выполняемые инструментом Convert Anchor Point (Угол) :

  • преобразование гладкой опорной точки в угловую (щелчок);
  • преобразование угловой опорной точки в гладкую (щелчок + перемещение мыши).

Все данные инструменты могут быть вызваны при использовании инструмента Pen.

Таблица Временный переход к другому инструменту при активном инструменте Pen

 

Действие Инструмент  Положение курсора над сегментом    Инструмент Add Anchor Point (Перо+)   Над опорной точкой   Инструмент Delete Anchor Point (Перо – )  Удерживая клавишу <Ctrl>   Инструмент Direct Selection (Стрелка)   Удерживая клавишу <Alt>  Инструмент Convert Anchor Point (Угол)

Выполним практическую работу на данные инструменты.
1. Создайте новый документ.
2. Создайте кривую.


Кривая, построенная пером
1. При активном инструменте Pen (Перо) поднесите курсор к сегменту — пиктограмма Pen изменилась на  Add Anchor Point (Перо+). Щелкните по сегменту — произошло добавление опорной точки.
2. При активном инструменте Pen (Перо) поднесите курсор к опорной точке — пиктограмма Pen изменилась на  Delete Anchor Point (Перо – ). Щелкните по опорной точке — произошло удаление опорной точки без разрыва контура. Таким образом, возможен вызов двух других инструментов, находясь в режиме работы Pen.
3. Нажмите клавишу <Ctrl> — появится пиктограмма Direct Selection («Ctrl» читается по-русски как «Стрл», напоминая сокращением слово «Стрелка» — легко запомнить). Таким образом, переходя на данный инструмент, вы можете редактировать контур в процессе построения!
4. Постройте в данном документе инструментом Ellipse (Эллипс) (в режиме работы Path (Контур)) контур виде эллипса. Программа строит эллипс за 4 сегмента, все опорные точки — гладкие. Изменим тип опорных точек с помощью инструмента Convert Anchor Point (Угол).
5. Активизируйте инструмент  Convert Anchor Point (Угол). Пощелкайте по опорным точкам. Эллипс превратился в ромб с угловыми точками.

Изменение типа точек при помощи инструмента Угол
6. Теперь инструментом  Convert Anchor Point (Угол) из угловых точек сделаем гладкие. Для этого необходимо щелкнуть и потянуть мышью, вытягивая управляющие линии. Правда, былой формы у эллипса уже нет.

Создание угловых точек в процессе построения кривых

В данном примере вы создадите угловые точки в процессе построения кривой.
Выполним пошагово действия.

Создание кривых с помощью инструмента Pen
1. Активизируйте инструмент Pen (Перо).
2. Щелкните в точке 1, не отпуская левой кнопки мыши, потяните вверх. Отпустите мышь.
3. Щелкните в точке 2, не отпуская левой кнопки мыши, потяните вниз. Отпустите мышь.
Растягивая вверх-вниз, вы создаете управляющие линии, которые влияют на направление и кривизну сегментов. Например, в данный момент времени у вас будущий сегмент пойдет вдоль управляющей линии вниз. Предположим, ваша задача — создать угловую точку и сформировать сегмент (аналогия арки). Тогда вы должны сломать связь управляющих линий (тип гладкой точки) и переместить управляющую линию вверх.
4. Вы находитесь на активном инструменте Pen (Перо). Нажав клавишу <Alt>, переключитесь на инструмент Convert Anchor Point (Угол) (о чем вам сообщит программа — пиктограммой  ). Удерживая клавишу <Alt>, переместите управляющую линию вверх. Отпустите клавишу <Alt>, отпустите мышь.
5. Вы опять при активном инструменте Pen. Щелкните в точке 3 и потяните вниз. Таким образом, вы выполнили изменение типа опорной точки, переключившись на другой инструмент, и можете в любой момент строить кривую любого уровня сложности, просто изменяя типы точек и направление сегмента. В нижней части файла Создание угловых точек.jpg выполните построение на предложенной схеме. Все очень просто!

Как нарисовать цветочек?

В данном примере инструментом Pen (Перо) вы нарисуете объект, состоящий из четырех сегментов, а также потренируетесь с угловыми точками в процессе построения и замыкания кривой.
Выполним пошагово действия.


Рисование цветочка пером
1. Активизируйте инструмент Pen (Перо).
2. Щелкните в точке 1. Не отпуская левой кнопки мыши, потяните вверх. Отпустите мышь.
3. Щелкните в точке 2. Не отпуская левой кнопки мыши, потяните вниз. Нажмите клавишу <Alt>, переключитесь на инструмент Convert Anchor Point (Угол). Удерживая клавишу <Alt>, переместите управляющую линию вправо. Отпустите клавишу <Alt>, отпустите мышь.
4. Опять при активном инструменте Pen щелкните в точке 3 и потяните влево. Нажмите клавишу <Alt>, переместите управляющую линию вниз. Отпустите <Alt>, отпустите мышь.
5. Щелкните в точке 4 и потяните вверх. Нажмите клавишу <Alt>, переместите управляющую линию вправо. Отпустите <Alt>, отпустите мышь.
6. Остается малость — замкнуть объект в начальной точке. НО программа при замыкании сформирует гладкую точку, что совершенно нам не надо. Если при замыкании удерживать клавишу <Alt>, то создается угловая точка (легко запомнить <Alt> — альтернатива).
7. С нажатой клавишей <Alt> щелкните в точке 1, тяните вправо! Отпустите клавишу <Alt>, отпустите мышь.

Как нарисовать сердце за две опорные точки?

Как в старой передаче: «За сколько нот вы угадаете песню?» — «За сколько опорных точек вы нарисуете сердце? За две сможете?»
В данном примере инструментом Pen (Перо) вы нарисуете сердце, состоящее из двух сегментов и двух опорных точек.
Выполним пошагово действия.

Рисование сердца пером
1. Активизируйте инструмент Pen (Перо).
2. Щелкните в точке 1. Не отпуская левой кнопки мыши, потяните вверх влево. Отпустите мышь. (Заданы направление и кривизна одного из сегментов.)
3. Щелкните в точке 2. Не отпуская левой кнопки мыши, потяните вниз вправо. (Сформирован первый сегмент, задается направление и кривизна второго сегмента.)
4. Нажмите клавишу <Alt>, переместите управляющую линию вверх влево до точки 3 симметрично правой линии. Отпустите <Alt>, отпустите мышь. (Изменен тип опорной точки, задано новое направление сегмента.)
5. Удерживая клавишу <Alt>, щелкните в начальной точке 1 сердца и потяните вниз вправо до точки 4. Отпустите <Alt>, отпустите мышь. (Сформирован второй сегмент с замыканием в угловую точку.)

Рисование контура вокруг фигуры

Теперь на основе полученных навыков работы с контурами используем инструмент Pen (Перо) для создания выделения объекта. Мы нарисуем вокруг изображения контур, а потом преобразуем контур в выделение. Для того чтобы выделенный объект не имел в дальнейшем ореола, необходимо создавать контур чуть дальше от границы перехода объекта в фон. Для плавности выделения, создаваемого из контура, желательно использовать меньшее число опорных точек.
Выполним пошагово действия.

Шаблон для создания контура вокруг объекта
1. Активизируйте инструмент Pen (Перо).
2. Щелкните в точке 1. Не отпуская левой кнопки мыши, потяните вниз вправо, задавая направление по касательной к ракушке. Отпустите мышь.
3. Щелкните в точке 2. Не отпуская левой кнопки мыши, потяните вверх, сформировав начальный сегмент. Не отпуская кнопки мыши, нажмите клавишу <Alt>, переместите управляющую линию вверх влево по стрелке. (Изменен тип опорной точки, задано направление нового сегмента.) Отпустите <Alt>, отпустите мышь.
4. Щелкните в точке 3. Не отпуская левой кнопки мыши, потяните по касательной к объекту по стрелке.
5. Те же действия выполните, создавая контур до точки 7.
6. Удерживая клавишу <Alt>, щелкните в начальной точке 1, потянув внутрь объекта по стрелке. Контур будет замкнут. В случае необходимости точной настройки контура используйте инструмент Direct Selection (Стрелка), переключившись на него клавишей <Ctrl>.

Загрузка выделения из контура

Вы научились строить по шаблону. Попробуйте теперь работать без него.
1. Активизируйте инструмент Pen (Перо).
2. Создайте самостоятельно контур вокруг объекта.
3. В палитре Paths (Контуры) создается ваш контур, как Work Path (Рабочий контур).
4. Двойным щелчком по названию Work Path дайте новое имя, например Path 1. Лучше переименовать контур, заменяя «Work Path».

Создание контура
5. Загрузим из контура выделение. В палитре Paths (Контуры), удерживая клавишу <Ctrl>, щелкните мышью по позиции Path 1.
6. Скопируйте выделенную область на новый слой — <Ctrl>+<J>.
7. Создайте слой-подложку — залейте черным цветом для проверки качества выделения. Согласитесь — идеально!


Выделение с помощью контура

Преобразование выделения в контур

Из выделения можно создать контур. Но часто возникает проблема с неточностью этого контура.
1. Активизируйте инструмент Magic Wand (Волшебная палочка) с базовыми параметрами.
2. Щелкните по фону. Инвертируйте (обратите) выделение. Из контекстного меню палитры Paths (Контуры) выполните команду Make Work
Path (Образовать рабочий контур).

Команда Make Work Path
3. В палитре появилась позиция Work Path (Рабочий контур).

Создание рабочего контура из выделения
Для осознания качества созданного контура выделите его инструментом  Direct Selection (Стрелка) . Согласитесь, очень быстро, но надо редактировать.

Создание обтравочного контура

Обтравочный , отсекающий (clipping ) контур — это замкнутая форма, определяющая абсолютно непрозрачные области в изображении. Области изображения вне пределов обтравочного контура рассматриваются поддерживающими их программами как совершенно прозрачные. Зачем нужны обтравочные контуры, которые вас попросят создать именно в Photoshop? Дело в том, что растровое изображение — это всегда прямоугольная матрица, но не все объекты прямоугольной формы. Возникает вопрос: как в других программах (Adobe Illustrator, Adobe InDesign) отсечь, не отображать части фотографий, ведь «вырезающих растр ножниц» в этих программах нет, а в каталогах вы показываете только объект без фона? Для таких целей и используется возможность «заранее» в Photoshop создать контур, назначить его отсекающим. Тогда программы верстки и векторной графики будут скрывать области растра вне контура.
Как создавать контур, вы уже знаете. Рассмотрим, как назначить его обтравочным и как изменится отображение объекта при помещении его в программу верстки.

Проект «Фонды Эрмитажа»

Предположим, данный кубок (к слову, ужасного качества) вы должны поместить на обложку журнала «Фонды Эрмитажа», выпуск № 4. Журнал верстается в программе Adobe InDesign. Обратите внимание, что кубок находится на сером фоне. Можно было бы выделить кубок, скопировать на новый слой и удалить слой Background (Фон). Но формат TIF не поддерживает прозрачность! Разумная альтернатива скрытия — создание обтравочного контура.
1. Инструментом Pen (Перо) создайте контур вокруг кубка. Данный контур состоит из трех подконтуров. Первоначально контур имеет имя Work Path (Рабочий контур). Из позиции Work Path обтравочный контур не назначается. Необходимо дать контуру имя.
2. Дайте контуру имя, двойным щелчком по названию, например «Кубок».

Создание контура «Кубок»
3. Для того чтобы контур имел назначение «обтравочный», выполните команду Clipping Path (Обтравочный контур) контекстного меню палитры Paths (Контуры).
4. В выпадающем списке контуров (имеющихся на данный момент в документе) выберите «Кубок». Установите параметр Flatness (Спрямление) в зависимости от разрешения устройства вывода. Для фотонаборного автомата установите 1.

Задание контура обтравочным
5. Сохраните файл в формате TIF.
6. Так как у многих, возможно, нет программы Adobe InDesign, и данный материал уже выходит за границы нашего курса, я на рисунке покажу, что мы получим в верстке (Adobe InDesign) при помещении нашего изображения с сохраненным обтравочным контуром. В программе Adobe InDesign открыта обложка журнала «Фонды Эрмитажа», выпуск № 4. С помощью команды File | Place (Файл | Поместить) наша картинка помещена на будущую обложку. Вы видите, что серый фон, находящийся за границей обтравочного контура, не отображается! Вот какие замечательные «заготовки скрытия» вы можете сделать в Photoshop.

Проект «Кафе»

Используем знания, полученные в этом уроке, в едином проекте «Кафе».
1. Активизируйте инструмент Pen (Перо). Создайте контур вокруг чашки в файле Чашка.jpg. Можно потренироваться в файле Pen_Чашка.jpg, где есть схема.
2. В палитре Paths (Контуры) контур Work Path (Рабочий контур) (двойным щелчком по названию) переименуйте в контур Чашка.
3. Находясь на активном контуре Чашка, выделите дополнительно инструментом Pen (Перо) область под ручкой. При режиме комбинирования Exclude (Общая часть вычитается) внутренний контур будет вычитаться из большого контура.

Контур, состоящий из двух подконтуров
Вы можете использовать различные варианты создания сложного контура (состоящего из подконтуров). Самый простой и логичный способ — работа в режимах комбинирования контуров при одном большом активном контуре. Например, вам требуется создать контур сахарницы с ручками-отверстиями. Вы обводите пером большой контур всей сахарницы, а потом в режиме Exclude вычитаете маленькие внутренние контуры ручек. Если (случайно) вы сняли выделение с активного контура, то программа кроме уже имеющего контура создаст вам Work Path (Рабочий контур). Не стоит расстраиваться, удалять его, а потом заново создавать. Вы просто выделяете позицию с Work Path, копируете в буфер обмена клавишами <Ctrl>+<X> и вставляете в активный контур <Ctrl>+<V>. Контур будет перенесен с теми же настройками формы и режима комбинирования.
1. Загрузите контур Чашка как выделение: в палитре Paths (Контуры), удерживая клавишу <Ctrl>, щелкните мышью по позиции «Чашка» — выделится только чашка.
2. Применим фильтр к выделенной чашке: Filter | Filter Gallery | Brush Strokes | Accented Edges (Фильтр | Галерея фильтров | Штрихи | Акцент на краях) c базовыми параметрами. Снимите выделение.
3. Для создания рекламной листовки кафе увеличим размер документа. Выполните команду Image | Canvas Size (Изображение | Размер холста), увеличив высоту до 800 пикселов.

Применение фильтра к выделенной области

Увеличение размера документа

Применение текстуры к изображению


Итоговый файл с рекламой кафе
4. Выполните команду Filter | Filter Gallery | Texture | Texturizer (Фильтр | Галерея фильтров | Текстура | Текстуризатор) с настройками Canvas (Холст), равными 91 (масштаб) и 4 (рельеф).
5. Создайте текстовую надпись с названием кафе, выбрав любой по вашему усмотрению шрифт. В моем примере я создала логотип на мексиканскую тему. Как создавать логотипы в Photoshop, я расскажу в следующем примере.

Возможности слой-формы

В данном разделе мы изучим огромные возможности, которые предоставляет вам Photoshop для работы в растровом редакторе с векторными объектами. Вы научитесь создавать логотипы любого уровня сложности.

Режим Shape

На повестке дня режим, официально стоящий «по умолчанию» у всех инструментов группы Shape (Фигура).
1. Создайте новый документ File | New (Файл | Создать), установив следующие значения:
Preset (Набор): Web;
Size (Размер): 800×600, 72 ppi;
Color Mode (Цветовой режим): RGB Color;
Background Contents (Содержимое фона): White (Белый).
2. Активизируйте инструмент Rectangle (Прямоугольник). Режим работы — Shape (Фигура). Установите Fill (Заливка) на панели параметров — желтый. Stroke (Штрих) — красного цвета, 20 pt, пунктир. Нарисуйте прямоугольник инструментом.
3. Область, захваченная инструментом, — прямоугольник с заданными параметрами. Обратите внимание на палитру Layers (Слои). Был создан новый слой Rectangle 1 (Прямоугольник 1).
Данный слой имеет тип Shape layer (Слой-форма).
Слой имеет особенности работы:
• векторная форма маскирует (ограничивает видимость) содержимого слоя. Векторная форма активного слоя отображается в палитре Paths (Контуры);
• векторная форма накладывает ограничения на работу в слое — к слою не применяются растровые операции, такие как рисование, фильтры (помните, аналогично в текстовом слое нельзя было выполнять эти операции).
Слой состоит из взаимодействия двух компонентов: растрового содержимого и векторной маски. Рассмотрим, как работать с этими запчастями.

Режим Shape layers

Работа в режиме Shape

Настройка растрового содержимого слоя

Вы можете легко изменить цвет слоя двойным щелчком по пиктограмме слоя в палитре Layers (Слои). Вызывается диалоговое окно Color Picker (Палитра цветов), где вы можете изменить цвет. Также изменять параметры заполнения и обводки вы можете из панели параметров инструментов группы Shape (Фигура).

Работа с векторной формой слоя

В начале урока мы рассматривали векторные инструменты. Эти знания применим в контексте данного слоя.
1. Для выделения векторной формы без ее изменения используется инструмент Path Selection (Выделение контура). Щелкните инструментом Path Selection по контуру в изображении — активизировались опорные точки, но форму изменить на уровне опорных точек нельзя. Возможно перемещение формы, трансформация. Нажмите комбинацию клавиш <Ctrl>+<T>. Вокруг формы появится контейнер трансформации. Действия те же, что и при работе с растром. Откажитесь от контейнера нажатием клавиши <Esc>.
2. Для работы на уровне опорных точек используется Direct Selection (Стрелка), а также все инструменты группы Pen (Перо). Активизируйте Direct Selection, измените форму.
3. Копирование формы осуществляется инструментом  Path Selection (Выделение контура) с удерживанием клавиши <Alt>. Выделите форму щелчком Path Selection, нажмите клавишу <Alt>, у пиктограммы стрелки появится «плюс». Переместите форму, удерживая <Alt>. Вы видите, что новые слои не образуются, а форма добавлена, как подконтур к существующей.
4. Рассмотрим работы в режимах комбинирования. Режимы комбинирования доступны при активизации инструмента из группы Shapes.

Копирование формы

Режимы комбинирования форм
5. Активизируйте инструмент Ellipse (Эллипс). По умолчанию включен первый режим New layer (Новый слой), таким образом, никакого комбинирования нет. Предыдущая форма блокируется, и создается новый слой с новой формой.

Работа в первом режиме New layer
6. Удалите верхний слой в корзину или отмените действие. Переключитесь на второй режим комбинирования Combine Shapes (Объединить фигуры). Растяните по изображению эллипс. Как вы заметили, новые слои не образуются, происходит добавление данной формы в рамках одного слоя.
7. Выберите следующий режим Subtract Front Shape (Вычесть переднюю фигуру). Вычтите из нашей формы эллипс.
8. Все подконтуры, входящие в состав формы слоя, могут быть выделены инструментом Path Selection (Выделение контура), изменены на уровне опорных точек инструментом Direct Selection (Стрелка), т. е. существуют физически независимо в одной логической структуре — форме слоя.
9. Вы можете выравнивать и распределять выделенные подконтуры в составе одного слоя. Для этого необходимо выделить подконтуры щелчком инструмента Path Selection (Выделение контура), удерживая клавишу <Ctrl> (как если бы вы выделяли файлы). Я выделила 1-, 2-, 3- и 4-й подконтуры.
10. Щелкните по первой кнопке Align: Top Edges (Выравнивание: Верхние края). Подконтуры выровняются.

Работа в режиме объединения и вычитания форм

 

Выделение подконтуров инструментом Path Selection
Выполнение операции выравнивания
Зачем вам пригодится построение фигур? Для создания логотипов и любых заказных форм в программе, без дополнительного использования Adobe Illustrator.

Рисование инструментом Custom Shape. Смайлик

Как вы знаете, существуют геометрические формы: эллипс, прямоугольник, линия и т. д. Все, что не попадает в раздел «геометрических» — это Custom Shape (Произвольная фигура). Вот такую форму мы сейчас и создадим. Нарисуем смайлик.
 

Создание формы

 Можно использовать этот же документ. Удалив слой с формой. Инструментом Ellipse (Эллипс) создайте круг, удерживая клавишу <Shift>. Включите режим Subtract Front Shape (Вычесть переднюю фигуру), вычтите маленький круг. Активизируйте инструмент Path Selection (Выделение контура). Выделите маленький кружок щелчком. Скопируйте его, удерживая клавиши <Alt>+<Shift>. Инструментом Pen (Перо) в режиме вычитания нарисуйте улыбку.


Объединим логически связанные подконтуры в один. Инструментом Path Selection (Выделение контура) обведите в «рамку» все подконтуры формы. В панели параметров Path Selection выберите из выпадающего списка режимов комбинирования Merge Shape Components (Объединить компоненты формы). Теперь наша форма — одно целое, и при выделении Path Selection будет выделено все сразу.

Выполнение операции Merge Shape Components

Задание формы в набор

Для занесения смайлика в набор заказных форм выполните команду главного меню Edit | Define Custom Shape (Редактирование | Определить произвольную фигуру).
В появившемся окне дайте имя Smile.

Форма заносится последней в набор форм, находящихся в данный момент в программе. Где это можно увидеть? Активизируйте инструмент Custom Shape (Произвольная фигура). В выпадающем списке параметра Shape (Фигура) — самая последняя — наша форма-смайлик.


Сохранение как отдельного файла

Если вам требуется задать форму как отдельный служебный файл (предположим, вы сделали логотип, не тащить же все формы с собой?), то команда контекстного меню набора Save Shapes (Сохранить произвольные фигуры) не подходит. Напомню, что служебный файл с формами имеет расширение csh.

1. Выполните команду главного меню Edit | Presets | Preset Manager (Редактирование | Наборы | Управление наборами). Также эта команда сопровождает все аналогичные наборы в программе.
2. В разделе диалогового окна Preset Type (Тип набора) выберите Custom Shapes (Заказные фигуры), щелчком укажите форму Smile (можно несколько форм). Нажмите кнопку Save Set (Сохранить).

Save Set —сохранение выделенных форм, как отдельного файла
3. В диалоговом окне укажите имя файла и место его сохранения. Таким образом, вы можете создать любой логотип и форму и сделать избранное сохранение их как служебного файла.
Создание логотипа для кафе В рекламе кафе я использовала логотип, созданный в программе Photoshop. Мой логотип имеет два цвета, поэтому он состоит из двух слоев (у одного слоя — один цвет растра).

Файл с логотипом в слоях

Использование векторных масок

Векторные маски создаются при формировании слой-формы, также вы можете любой векторный контур назначить векторной отсекающей маской для слоя.
Рассмотрим такой пример.
1.  Переместите слой с кружкой в изображение с парком.
2. Трансформируйте кружку: уменьшите и зеркально отобразите.

3. Создайте инструментом Pen (Перо) контур кружки. Инструмент Pen работает в режиме создания контуров.